Если культура детства возникла каких-то двести с хвостиком лет назад, то культура младенчества появилась и того позже. В принципе есть несколько подходов к датировке культуры младенчества. Первый, как обычно, от Адама, но меня сейчас ломает рассматривать вопрос о том, что о младенцах говорили Платон с Аристотелем (а ведь, скорее всего, успели высказаться, они везде успевали). Второй вариант - считать возникновение культуры младенчества с возникновения первых специализированных учреждений, то есть роддомов. Тогда можно говорить о том, что возникновение культуры младенчества относится приблизительно к концу 19 - началу 20 века (например, московский роддом Грауэрмана возник в 1907 году). Но меня такая датировка не устраивает, так как с моей точки зрения развитие медицины необходимо, но не достаточно для возникновения культуры. Третий подход - считать возникновение культуры младенчества с появления детских учреждений общественного воспитания младенцев (это где-то между войнами), но и этого мне кажется недостаточным. Ближе всего мне четвертый подход, когда возникновение культуры младенчества можно вести от послевоенного беби-бума. К этому времени более-менее была решена проблема младенческой и материнской смертности (медицина), стало общепризнанным, что ранние этапы развития ребенка не менее (а иногда и более) важны по сравнению с более взрослым периодом (материалы наблюдений психологов, педагогов), у родителей появилась потребность заниматься детьми (возникновение этой необходимости, например, обосновывает
Людмила Петрановская в своих размышлениях о механизме передачи военной травмы, но он может быть и иным).
В 1946 году выходит знаменитая книжка Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним», после чего начинаются баталии вокруг воспитания младенцев и эксперименты в этой области. Активно исследуются вопросы влияния грудного вскармливания на развитие младенцев, влияние образа жизни беременных на качество новорожденных (беременным, разумеется, все сразу становится нельзя), вопросы зависимости условий протекания родов и последующего развития ребенка, раннего развития… я всего сейчас просто не вспомню.
С учетом того, что до Союза любые веяния доходили как до жирафа, поколение моих родителей открыли для себя одновременно Спока и Никитиных. А к девяностым годам, то есть к моменту моего материнства модным стало естественное родительство вкупе с ранним развитием (Мишель Одэн, Чарковский, те же Никитины и еще какая-то французская тетка, которая все карточки младенцам показывала).
Всю беременность я ходила на занятия школы родителей, исправно медитировала, купалась в проруби, занималась йогой для беременных, голодала, ела исключительно полезную и экологически чистую пищу (ну как мы это тогда представляли) старалась носить лен, хлопок и шерсть.
Соответственно рожала я дома в ванной, занималась с младенцем проныриванием и динамической гимнастикой, обливала холодной водой, ни о каком прикорме раньше, чем «у ребенка появится потребность» слышать не хотела. Кроме того, мы практиковали массовый отказ от прививок и тем более отказ от патронажных сестер. Старшее поколение, естественно, было в шоке.
Помню как моя бабушка, с которой мы жили, когда на свет появилась дочь, на время наших оздоровительных процедур уходила к соседке пить чай с волокардином и сообщала: «Они ее там сначала в узел завязывают, потом топят, а потом замораживают». Дело закончилось печально: уверенная, что девочка голодает и мерзнет, бабушка потихоньку купила и приготовила молочную смесь, схватила дочь, завернула ее в теплое одеяло и убежала на улицу, где накормила ребенка и держала ее на руках, пока та спала. Дальше, конечно, скандал, разрыв, мы съехали от бабушки. В семейных преданиях я до сих пор фигурирую в роли доктора Менгеле.
Надо сказать, что мои «издевательства» дочери как раз нравились, и она лет до пяти просила обливать ее холодной водой. Дочь оказалась на удивление здоровой и болела респираторными заболеваниями как положено, пару-тройку раз в год, а инфекционные болезни переносила очень легко. Не то сын. После первой попытки проныривания и обливания он ясно и четко, во всю мощь своих легких объяснил, куда нам надо идти со своими инициативами. И мы забоялись (этот кого хошь может напугать) и отстали.
Прошло восемнадцать лет. За это время я наблюдала около двадцати детей - ровесников моей дочери, рожденных в тех же условиях что и она, и воспитанных по канонам естественного родительства. Конечно, моя выборка недостаточна, но кое-какие выводы для себя я сделала. Во-первых, никакими суперспособностями, которых так чаяли родители, дети не обзавелись, а опережающее развитие (там, где оно было) обратной стороной имело диссоциализацию. Во-вторых, да, в среднем детки, здоровьем которых занимались с первых дней жизни, в среднем оказались крепче (для городских условий) и меньше болели. Но в общем разница между детьми, которых воспитывали дедовским способом и детьми живородцев минимальна. Потому что теперь окончательно стало ясно, что не в этом дело.
Я ужасно благодарна школе естественного родительства за то, что она помогла мне, довольно бессмысленному существу на тот момент, сформировать план будущего материнства, погрузила меня в культуру младенчества, а также зарядила меня некоторым ресурсом сопротивления, который и помог мне сосредоточить внимание на воспитании ребенка и преодолении трудностей. Я думаю, что любые концепции вынашивания и воспитания младенцев, которые предполагают сосредоточение внимания на ребенке, являются некоторыми дополнительными помощниками (что очень важно, особенно для молодых или по каким-то причинам не уверенных в себе родителей), которые помогают осознавать и проживать беременность, роды и воспитание детей. Наполнение этих концепций (скажу по секрету) может быть каким угодно, потому что работают ни какие-то конкретные примочки, а сама мотивация родителей на вынашивание и воспитание ребенка.
Ссылка почти в тему:
В семейном кодексе может появиться положение о домашних родах P.S. Дорогая бабушка, мне до сих пор ужасно неприятно вспоминать тот случай!