Vladni Osobni Special, что в переводе на русский язык означает «специальный правительственный автомобиль»!!!!
**********
........
Основные особенности модели
Одним из наиболее элегантных, и уж точно самым статусным, хотя и малоизвестным для широкого круга любителей автомобилей и истории марки Шкода стала модель, носящая наименование VOS. Аббревиатура VOS расшифровывалась, как Vladni Osobni Special, что в переводе на русский язык означает «специальный правительственный автомобиль». Вообще, если рассматривать этот автомобиль объективно, то его стоит выделить в самостоятельную индивидуальную модель, не смешивая с остальным числом модификаций модели Skoda Superb, преемником наиболее дорогих и комфортабельных версий которой принято считать SkodaVOS. Автомобиль выпускался в кузове седан и разрабатывался исключительно и специально для официального передвижения высших лиц чехословацкого государства. Эта модель являлась официальным экипажем для первых президентов Чехословацкой Социалистической Республики - К. Готвальда и А. Запотоцкого.
Первые образцы представительского седана увидели свет в 1949 году. Несмотря на то, что чехословацкий автопром тех лет был изрядно потрёпан второй мировой войной, на создание этого лимузина стянули резервы всей страны. VOS в полном смысле явился совместным детищем всего чехословацкого автопромышленного комплекса. Так, например, над разработкой кузова автомобиля трудились специалисты Skoda, которым в полную силу помогали коллеги из «Tatra». Силовой агрегат для лимузина поставляла ещё одна чехословацкая компания «Praha». При этом, производство автомобиля было строго засекреченным, а его технические показатели долгое время оставались конфиденциальными.
Для начала 50-х годов VOS был по-настоящему выдающимся автомобилем. Уровеню комфорта в салоне машины могут позавидовать многие современные автомобили. Показательно, что Шкода VOS стала одной из первых машин в мире, на которую серийно устанавливался кондиционер. Правда, для этого атрибута комфорта пришлось принести в жертву изрядное количество свободного пространства. Благодаря огромным габаритам кондиционер занимал практически всё место багажного отделения, в связи с чем, высокопоставленным чиновникам приходилось использовать для своего сопровождения ещё один дополнительный автомобиль.
Технические характеристики
Как уже было указано, автомобиль представлял собой пятиместный четырёхдверный седан. Рядный шестицилиндровый бензиновый силовой агрегат располагался спереди, привод от которого подавался на заднюю колёсную ось. Двигатель лимузина обладал рабочим объёмом 5195 куб. см и имел мощность в 88 кВт (120 лошадиных сил) при 3500 об/мин. Диаметр цилиндра мотора VOS составлял 105 мм, рабочий ход поршня - 100 мм. Под капотом VOS расположились два карбюратора Solex. В пару к мотору предусматривалась установка четырёхступенчатой коробки передач. Колесная база седана составляла 3100 мм, его масса 2700 кг. Максимальная скорость люксового седана составляла почтительные для того периода времени 130 км/ч.
Модификации модели
Спустя всего год после выпуска первых экземпляров правительственного лимузина, свет увидел модифицированный седан Skoda VOS, оборудованный бронированным кузовом, увеличенной на 100 мм колёсной базой и массой около 4.5 тонн. С появлением бронированной модификации первоначальная, обычная версия автомобиля получила в названии приставку «L» (легкая). Несмотря на то, что тяжёлый автомобиль обладал неважным управлением на скорости, превышающей 80 км/ч, именно бронированная версия SkodaVOS стала наиболее востребованным автомобилем у высокопоставленных лиц.
...
**************************************************************
**************************
Предистория,до 1940 года:
.................
История создания модели
Нужно сказать, что модель с наименованием «Superb» имеет еще несколько более раннюю историю. Самый первый автомобиль «Skoda Superb» увидел свет в 1934 году. Произведенный в 1939 году автомобиль типа 924 получил в названии приставку 3000 и стал самым статусным автомобилем в стране. Модель для компании была очень важна. В первой половине прошлого века эта машина всем своим величественным видом демонстрировала способность недавно созданной чешской компании конкурировать с признанными мировыми гигантами автомобилестроения того времени. Ведь опыт создания автомобилей представительского класса чешская компания получила, сотрудничая с легендой французского автомобилестроения - брэндом «Hispano-Suiza».
Под руководством и по лицензии французских специалистов в Чехии производили штучно люксовые модели. Шкода целенаправленно и кропотливо шла к созданию собственной машины представительского класса. Практически все чешские автомобили отличались продуманной конструкцией, аккуратной сборкой и органичным стилем экстерьера. Получив приличный опыт, собирая Испано-Сюизы, выпустив несколько промежуточных вариантов уже своего собственного автомобиля, Шкода выстрелила моделью, ставшей звездой в высшем автомобильном сегменте. Шкода Суперб 3000 OHV (тип 924) стала жемчужиной промышленности Чехии.
Технические характеристики
Шкода Суперб 3000 OHV (тип 924) 1939 года представляла собой четырехдверный автомобиль с передним расположением бензинового силового агрегата и приводом на задние колеса. Индекс «3000» автомобиль обрел, получив нижневальный мотор, рабочим объемом 3.137 см3, развивающий максимальную мощность 85 лошадиных сил при 3600 оборотах в минуту. Стоит отметить, что по сравнению с промежуточной моделью-предшественницей, автомобиль 1939 года стал мощнее на 12 лошадиных сил. Машина имела солидные габариты: 5200 мм - в длину, 1800 мм - ширина и 1720 мм - высота. Вес Шкоды составлял порядка двух тонн, а вес шасси - 1300 кг.
Суперб 3000 1939 года выпуска разгонялся до скорости 125 км/ч. Крутящий момент от двигателя к колесам передавался при помощи коробки передач с четырьмя ступенями, две первых из которых не имели синхронизаторов, а потому, чтобы начать движение и переключиться на вторую передачу, требовался двойной выжим сцепления. Устанавливаемые тормоза были без усилителя, барабанного типа.
Основные особенности модели
Надо отдать должное инженерам начала прошлого века. По ощущениям ходового комфорта подвеска «Skoda Superb 3000» ни чем не уступает шасси многих современных автомобилей. Даже на дорогах с неважным покрытием, комфорт пассажиров салона Суперб 3000 ничем не нарушается. Салон довоенной Шкоды Суперб обладал огромным пространством. Сидя на заднем диване, можно было полностью вытянуть ноги или лечь.
Особенностью подвески этого заднеприводного автомобиля являлись приличные крены при входе даже не в самые крутые виражи на шоссе. Большинство автомобилей в Европе перед началом Второй мировой войны уже были оборудованы рулем с левой стороны, а вот у машин марки «Skoda» рулевое колесо долгое время размещалась справа. И только на экземплярах, выпускаемых с 1939 года, под влиянием властей Германии автомобиль стал привычно «леворульным». За рулем автомобиля не столь комфортно, как на пассажирском месте рядом, а тем более - на заднем диване. Рулевое колесо огромных размеров неудобно упирается в живот, расположение педального узла совсем не похоже на конструкции современных автомобилей. Конечно же, нет никаких настроек для кресла и рулевой колонки. Тяжелый руль, не оборудованный усилителем, провернуть на месте было практически невозможно.
Модификации модели
Уже в самом начале 40-х годов прошлого века, производителем была выпущена ограниченная партия машин в 10 экземпляров, оборудованные восьмицилиндровыми моторами, максимальной мощностью 96 л.с. Кроме того, покупатель модели имел возможность выбрать один из 3-х типов кузова, среди которых был даже купе.
К сожалению, начавшаяся Вторая мировая война, а потом и новая идеология страны стали на долгие годы непреодолимым препятствием к последующему развитию этой модели. И только спустя полвека «Skoda Superb» вновь была поставлена на конвейер.
**************************
Разное
Цена автомобиля Škoda 1200 после денежной реформы 1953 г. в Чехословакии составляла 29 000 крон в базовом исполнении (несколько дороже, чем у модели более низкого класса Škoda 440) и оставалась такой до 1961 года, когда в производство была запущена модель Škoda 1202 (её розничная цена составляла 44 000 крон у исполнения с кузовом универсал). Вместе с тем, следует помнить, что розничной продажи его населению в начале-середине 50-х годов как таковой не существовало, и подавляющая часть выпуска предназначалась для удовлетворения потребностей партийных, государственных организаций.
Фото:автомобиль Škoda 1200- Катафалк.
**************
В отличие от своих предшественников и последователей автомобиль Škoda 1200 и его модификации экспортировались в страны Запада в ограниченных масштабах: основные поставки шли в страны социалистического лагеря. В частности, в конце 50-х - начале 60-х годов в СССР были довольно хорошо известны машины скорой помощи и фургоны этой модели.
***************
Источник:
http://www.skodamir.ru/articles/history/978-skoda-superb-3000-1939-goda.html