Посмотрел недавно фильм Олега Дормана «
Нота» - это биография альтиста и дирижёра Рудольфа Баршая, рассказанная им самим.
Баршай в фильме уже совсем старенький; через месяц после съёмок он скончался в возрасте 86 лет. Но рассказывает очень интересно, вспоминая мельчайшие детали. Формат примерно такой же, как у «Подстрочника» с Лунгиной авторства того же Дормана.
Понятно, что в процессе съёмок Баршай рассказал намного больше, чем вошло в полуторачасовое кино. В сентябре вышла
книжка, в которой Дорман собрал все материалы, но до неё я ещё не добрался.
Баршай жил в Швейцарии, съёмки проходили там же. Его размеренная речь, сопровождающаяся мягкими дирижёрскими жестами, перемежается горными пейзажами. А в самом конце он с неподдельным волнением рассказывает о том, как «доделал» 10-ю (незаконченную) симфонию Малера, найдя в рукописи партитуры ту самую единственную Ноту.
Наконец, небольшой отрывок из этого фильма, про Марину Юдину:
Открывается дверь консерватории, и из этой двери выходит Юдина. Это была легендарная русская пианистка. Она была человек, так сказать, не совсем обыкновенный: она была очень верующая, очень. И она ходила даже в аббатской сутане, с большим крестом и с палкой. Подошла и ткнула этой палкой меня в грудь: «Рудик! Вы знаете, что вы должны сделать? Вы должны инструментовать “Искусство фуги”. Всё, до свидания». И ушла. Ну, это на меня очень подействовало, потому что она человек такой, она была как пророк. Что-то было в ней сверхъестественное.