Оригинал взят у
haile_rastafari в
МЁРТВАЯ ЗВЕЗДА. Часть 3. Чёрная дыра (1) "Я мог бы закрыться в ореховой скорлупе
и возомнить себя властелином вселенной" (с).
/Вильям Шекспир/
Доброго времени суток, друзья и соратники.
Внимательно изучая звёздное небо, можно найти на нём очень интересные объекты, удивительные явления, самого существования которых ты даже представить не мог всем своим воображением. То, что постичь трудно, почти невозможно, или же невозможно вовсе. В бесконечной пустоте вселенной плавают планеты, у которых нет звёзд. Они просто дрейфуют по чёрной пустоши космоса по ведомой одним лишь им траектории, согреваемые лишь только теплом собственного ядра. И самое удивительное в том, что по мнению астрофизиков, на них тоже может существовать жизнь. А есть планеты, захваченные чужими звёздами. Такое случается в результате космических катаклизмов. И это непостижимо. Равно как и то, что свет некоторых звёзд идёт к нам даже не миллионы, а миллиарды лет - они настолько далеко от нас, что разум не в состоянии представить себе истинных масштабов этого расстояния. Наше зрение устроено так, что окружающий мир мы видим лишь в преломлениях света вокруг нас и когда света нет или же его недостаточно - для нас наступает темнота. Хотя, окружающий мир не исчезает. Такая вот странная оптическая иллюзия. И по этой причине мы ведь, на самом деле, не видим самих звёзд. Мы видим лишь их свет. Тот, который они подарили нам столетия, тысячелетия, миллионы или миллиарды лет назад. И очень часто сама звезда уже давно перестала существовать, но её свет мы будем видеть ещё сотни, тысячи, миллионы или миллиарды лет. Тот свет, что она подарила нам...
Но есть в нашем небе звёзды, которые не светят. И о самом существовании которых узнают лишь по гравитационным аномалиям. Звёзды, которые не дарят свет, а поглощают его. Именно по этой причине учёные называют их "чёрными дырами". Они есть. Их масса велика. Но ни один луч света они не выпускают за пределы "горизонта событий". И если ты даже будешь смотреть на такую звезду в упор - ты увидишь лишь черноту. Надменную, алчную и ненасытную. А ещё бесконечно холодную. И есть они не только на том небе, что у нас над головой, но и на нашем политическом небе тоже. Вот о них мы сегодня и поговорим.
Но, для начала, давайте вернёмся к первой части нашего повествования. Той, в которой речь шла об идеологическом центре, который я сравнил с мёртвой звездой-пульсаром. Той самой Звездой Полынью, что демонтировала Красную Империю и теперь, уже, фактически, погаснув, сжигает всё вокруг себя в большой России. Давайте зададимся вопросом - а чем, по сути, является этот идеологический центр? Как именно родилась эта Звезда Полынь и почему она с самого своего рождения стремилась уничтожить общество, которое её породило? Пусть даже сама для себя она оправдывала это неким имевшимся у неё новым амбициозным проектом, от которого "всем станет лучше". Ответ на этот вопрос есть и для тех, кто понимает о чём речь, он не такой уж и неожиданный. Звезда Полынь, по своей внутренней сути, была АНТИСИСТЕМОЙ. Тем самым явлением, которое когда-то выявил и описал Лев Николаевич Гумилёв - свирепым монстром, растерзавшим ни одну культуру и пожравшим ни одно царство в мировой истории. И избежать этого риска нельзя, потому, что угроза образования антисистем - это оборотная сторона существования любой великой культуры и любого великого царства.
Так что же это такое?
Если описывать явление кратко, то антисистема - некий мощный идеологический сгусток, чаще всего возникающий в местах соприкосновения двух культур, как правило, не особо дружественных. Классическими примерами антисистем были гностицизм (появившийся на стыке эллинизма и иудейства) и манихейство (родившееся там, где мир ромеев соприкоснулся с миром персов). В тот же разряд можно отнести и "украинство", открывшее свои налитые кровью глаза в тех краях, где друг против друга стоят русско-греческий и римско-латинский миры. Такое соприкосновение очень часто обогащает обе культуры. Но у него есть и иное свойство. Тёмное, как обратная сторона Луны. Практически всегда оно рождает категорию людей, для которых своя культура становится чужой, а чужая - не становится своей. Размер этой прослойки населения бывает разным (всё зависит от масштабов соприкосновения и глубины взаимопроникновения культур на данной территории), но она появляется всегда. И состоит она из глубоко озлобленных людей с метафизическим разрывом внутри. И именно эта питательная среда рождает чудовищ. Безумных демонов, которые потом ввергают в кровавый хаос целые империи и народы, заставляют брата поднимать оружие против брата, обращают великие культуры в пепел, смешанный с кровью. И, зачастую, когда питательная среда, наконец, оформляется в полноценную антисистему - у истоков этого всегда стоят очень умные и очень идейно накалённые люди.
Но местом соприкосновения миров не всегда бывает какая-то конкретная территория. Иногда таким мистическим перекрёстком является сфера деятельности. И это объясняет тот факт, что наша собственная мёртвая звезда зародилась в недрах советских спецслужб. Тех, что стояли на страже Красной Империи и по долгу службы были в постоянном соприкосновении и взаимопроникновении с её врагами. Про них как-то раз с неким юмором было сказано, что с капиталистическим миром, против которого они сражаются при помощи плаща и кинжала, у них взаимоотношения "hate & love", но у некоторых почему-то вдруг стало слишком много "love" и слишком мало "hate". И вот именно там, глубоко внутри, и появился тот маленький сгусток, идейное ядрышко, состоявшее из людей, для которых своя собственная культура стала чужой. Не на сознательном - на экзистенциальном уровне. А западный мир своим не стал. Но они его полюбили. И эта их неразделённая любовь переросла в метафизику. Очень накалённую внутри. Когда именно это произошло - сказать трудно. Понятно лишь то, что к концу 70-х годов XX века в корридорах советских спецслужб уже сформировалась полноценная антисистема с собственным проектом приведения России в Европу ценой уничтожения СССР и отказа от красной идеи. Проектом, во имя которого она изнутри взорвала собственную страну. Антисистема, пустившая метастазы во все сегменты общества, включая коммунистическую касту жрецов.
Таков тот идеологический пульсар, о котором мы уже говорили раньше.
Но один единственный вопрос не даёт составить полную картину этой части звёздного неба. И возник он довольно неожиданно, словно сам собой появившись из неоткуда: а была ли эта антисистема единственной? И ответ пришёл так же очень быстро.
Нет, не была.
Полвека назад внутри Красной Империи возникла не одна, а две антисистемы. И обе они рвались к власти. Победила антисистема силовиков - та самая Звезда Полынь. Но была ещё одна. И она существует по сей день. Существует, очень активно прорываясь к рычагам управления, медленно и методично пытаясь оторвать от них уже отчётливо трясущиеся руки бывших кшатриев. И если кшатрианскую антисистему, равно как и её мёртвый идеологический центр, можно сравнить с пульсаром, то ту, вторую, с полным основанием можно назвать чёрной дырой. Они появились почти одновременно. И теперь медленно плывут в русском небе - две звезды, вращающиеся друг вокруг друга. Очень разные, но одинаково мёртвые.
...Не так давно в средствах массовой информации прозвучало сообщение о том, что новым ответственным за внутреннюю политику в администрации президента большой России назначен Сергей Кириенко. При этом вскользь прозвучала информация о том, что он - последователь российского философа Георгия Щедровицкого, основателя т.н. "Московского Методологического Кружка" (ММК) и всесоюзного неформального движения "методологов". Подавляющему большинству населения эти слова не сказали ни о чём. Но малой его части они сказали обо всём. Вообще, Кириенко - персонаж колоритный. В его копилке, помимо всего прочего, числится ещё и причастность к американской секте саентологов. Что само по себе уже прекрасно. Но речь сейчас не о сектантской ерунде. Вы можете мне возразить, что дианетика Рона Хаббарда - далеко не ерунда, и его саентологическая секта отнюдь не является "мелочью жизни". И в большинстве случаев я бы с вами абсолютно согласился. Но только не в этом случае. Потому, что в сравнении с тем, о чём сейчас пойдёт речь, саентологи действительно выглядят довольно бледно. По крайней мере, для нашей страны.
Так что же это за "методология" такая? Скажу сразу, что с классической научной дисциплиной об организации методов познания, берущей своё начало в Древнем Египте, родоначальниками которой являлись Гераклит и Сократ, эта "методология" сходна лишь по названию. Но тогда что это?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я хочу сперва слегка освежить вашу память. Мы уже говорили о том, что в результате крушения Красной Империи на её пространстве произошла ликвидация брахманистского начала - советская каста жрецов была отстранена от власти, которую взяла не умеющая работать со смыслами каста воинов. Рассуждали мы об этом уже неоднократно. Но что происходило внутри самой жреческой касты? Какие процессы шли там? А процессы эти были крайне интересны. Потому, что вторая антисистема зародилась и появилась на свет именно там. Она - плоть от плоти советских брахманов. И первоначально по своему размаху эта вторая антисистема многократно превосходила первую.
Изначально "методология" (или "игротехника") была философско-управленческим течением, изобретённым ещё в начале 50-х годов философами Зиновьевым, Ильенковым, Щедровицким и Мамардашвили. А к концу 60-х безоговорочным лидером этого очень закрытого и очень элитарного научного сообщества стал Г.П. Щедровицкий. Это было учение, на вид носившее чисто прикладной характер - целью его практик было нахождение путей решения управленческих задач, повышения эффективности функционирования самых различных систем и подсистем, что делалось при помощи методов, чем-то напоминающих мозговые штурмы. Основой этих методов были т.н. ОДИ - "организационно-деятельные игры", первая из которых была проведена в Москве во второй половине 1979 года. В ходе этих игр собранная команда специалистов-участников (численность которой доходила, порой, до 100-200 человек) постепенно входила в состояние, которое я бы рискнул охарактеризовать, как некую особую форму коллективного мыслительного транса. Нередко сопровождавшегося эйфорией, а в ряде случаев - даже привыканием, очень похожим на реакцию наркомана. По словам тех, кто имел отношение к этим играм, их участники начинали наслаждаться самим процессом мышления больше, чем любовью. Некоторые приходили в себя по нескольку недель.
Если кто-нибудь из вас вдруг спросит, причём же здесь каста жрецов, то это будет воистину наивный вопрос. Ибо если вы считаете, что красная жреческая каста состояла только из работников Коммунистической Партии Советского Союза, то вы глубоко заблуждаетесь. Это был куда более сложный организм, частями которого были и творцы смыслов принципиально иного рода. Ими были советские учёные и представители интеллигенции. И они были точно такие же жрецы, как и идеологи Партии. Любой, кто помнит то время, подтвердит мои слова. И это в их среде зародилась антисистема. В этом нет ничего удивительного. Потому, что интеллектуальную надстройку народа антисистема всегда поражает в первую очередь. И там она распространяется, как чума. Практика ОДИ мгновенно широко распространилась. По факту, методологи были единственным в СССР массовым несистемным движением. Причём, "массовым" отнюдь не фигурально - по ряду оценок к моменту крушения Красной Империи через ОДИ прошло до полутора миллионов человек. И с самого начала эта деятельность, от масштаба которой у кого угодно могло перехватить дух, тщательно не афишировалась - за весь советский период о "методологии" не было ни одной публикации в прессе. И это при таком-то её размахе. Подробности начали только сейчас более или менее выходить на свет Божий. Удивительный факт, не правда ли?
Тем более, что к услугам методологов с конца 70-х годов начали широко и активно прибегать почти все советские министерства. Игры организовывались для советских предприятий, ведомств, институтов. Их участниками были директора заводов, судьи, учёные и управленцы. Охват был просто колоссальный. Равно, как и замысел основателя учения.
По свидетельству одного из близких соратников Георгия Щедровицкого, профессор как-то рассказал ему о главной цели своей жизни, и звучала она так: "Мы через свои семинары (это было еще за пять лет до первой игры) готовим кадры. Ну, это и термином таким нельзя называть. Не кадры (тьфу, казенное партийное слово), но члены тайного масонского ордена, со своим ритуалом, уставом и секретной сверхзадачей. Идея была как раз в том, чтобы разобрать устройство социума на узлы и детали, посмотреть, как оно устроено, найти там блок управления, пути подхода к нему, проникнуть, взяться за рычаги и править в нужную сторону" (с).
Потом он же продолжает: "Организационно-деятельностные игры Щедровицкий, как я уверен, задумал как раз под дальнейшее развитие и реализацию “интеллектуального переворота” в СССР. Пропустить через игры сотни тысяч людей и создать массовый класс своих сторонников. Это будут директора предприятий, начальники цехов, райкомы-горкомы-обкомы, судьи, преподаватели высшей школы, министерские чиновники всех рангов…." (с).
И далее этот соратник Щедровицкого рассказывает следующее: "Члены новой Восточной ложи должны были проникать во все властные структуры. Вступать в партию. Становиться незаменимыми полезными секретарями при “губернаторе”, советниками, заместителями, идти в выборные органы. Но никогда не забывать, кто они и какова их высокая миссия" (с).
Классическая схема работы классической же антисистемной секты. Они все так действовали. Сначала. Потом начинался совершенно иной театр небесных сфер.
Сейчас я хочу, чтобы вы услышали и чётко поняли одну вещь: приведённые выше цитаты - это не отрывок авантюрного романа. Это мемуары. Реального, конкретного человека - "уважаемого члена научного сообщества России".
А если продолжить мысль о сектах, то "методологический кружок" очень быстро приобрёл все черты подобной структуры - закрытость, ритуалы инициации, систему кодовых фраз и, главное, духовного лидера, имевшего абсолютный статус гуру и авторитет пророка. И это тоже не преувеличение, а практически цитата.
И, если разобраться, то именно на методологической секте Щедровицкого лежит ответственность за то, что в перестройку Красная Империя вошла с целым антисистемным классом, незаметно сформировавшимся внутри неё. Фактически весь костяк движения перестроечных "либералов" и "демократов" состоял из тех, кто так или иначе имел отношение к методологической среде. И для этого совершенно не обязательно было напрямую входить в ММК ("Московский методологический кружок" - структуру, в которую оформилось их учение тогда).
А по словам другого соратника основателя методологии: "Конец Советского Союза - в большей степени заслуга ММК и Георгия Щедровицкого с учениками, чем ЦК и Горбачева" (с).
Чрезвычайно чёткая и ясная оценка. Как сказал тогда сам Щедровицкий: "Нас десятки тысяч" (с).
По оценкам ряда специалистов, уже даже к концу 90-х годов методологи на политическом небе большой России были силой, влияние которой превосходило влияние всех политических партий вместе взятых. Только эта сила продолжала скрываться и прятаться среди теней.
Но по какой причине власть в самый пиковый момент перехватили другие и почему Щедровицкий не стал главой РФ - нового государственного образования, возникшего на пепелище Красной Империи? Он ведь целился именно туда. На мой взгляд, причина была в том, что им в самом начале была допущена серьёзнейшая системная ошибка. Как я уже говорил, в ОДИ были вовлечены почти все советские ведомства. Но ключевое слово здесь "почти". Исключение составляли три из них: Армия, МВД и КГБ СССР. Произошло это потому, что Щедровицкий считал их инструментами. Безгласыми исполнителями, которые сделают то, что им прикажут. По этой причине советская каста воинов в орбиту влияния антисистемной секты методологов не попала. Что именно было причиной такого странного решения - сказать сложно. Но в итоге это вылилось в ту самую системную ошибку. Сработал фактор, который американские военные назвали бы "чёрным лебедем" - нечто, что предвидеть было либо невозможно, либо крайне сложно. А именно - пока Щедровицкий возводил свою "новую восточную ложу", в недрах кшатрианской касты зародилась и вызрела собственная антисистема, с собственным проектом, собственными взглядами на мир и собственным видением того, кто должен владеть страной в будущем.
Но почему же такая серьёзная ошибка была допущена? Для того, чтобы понять её причины (равно, как и очень многое другое), давайте рассмотрим подробнее само это учение. Ту систему взглядов, что лежит в его основе.
А то, что лежит в основе учения методологов - это даже не идеология. Это философия. Очень специфического свойства.
И состоит она в следующем.
Прежде всего, высшей ценностью для методологов является само мышление и познание. Всё, что существует за рамками этого, для них глубоко второстепенно. Кроме того, это мышление для методолога должно быть абсолютно свободным. Ничто не имеет права его ограничивать. Мышление должно быть освобождено. И процесс мышления для них должен быть так же освобождён от любых ограничений. И, не смотря на то, что сами методологи нередко рассуждают о важности высоких идей, которые движут миром (а они, в отличии от кремлёвских кшатриев, всё же вполне понимают силу идей и смыслов, умеют с ними работать и умеют ими манипулировать), но даже на первый взгляд становится понятно всё лукавство этих утверждений. Свобода от любых ограничений в процессе мышления означает, что ограничения действительно снимаются любые - включая идеологические и моральные. И это проявляется во всей их деятельности с самого начала. Если ОДИ проводилась на советском предприятии, то для решения управленческой проблемы допускались все модели, включая запретные - капиталистические. Которые нередко на данном участке оказывались эффективнее других. То, что это приводило к "снятию идеологических шор" с разумов советских управленцев - для методологов было лишь несущественным побочным эффектом процесса мыслительной игры. То же происходило и в других сферах приложения технологии МД (мыследеятельности). А численность этих управленцев, прошедших через методологические инициации, я уже приводил. Это означало массовую раскодировку и перекодировку кадров, управлявших страной, на экзистенциальном уровне. Фактически, правящая идеология просто уничтожалась изнутри. И методологи были этому рады. Но, по сути, для них это всё равно было не более, чем побочное явление, способствующее решению основной задачи. Проявлялось это так же и в том, что если методологов привлекли к поискам решения, то сам заказчик, при этом, так же не являлся для них ценностью. Его пожелания и интересы для них не имели (и не имеют) значения. И если в процессе решения игротехники полагали его лишней фигурой на доске - заказчик сбрасывался с этой доски без малейших сантиментов. И здесь важнейшим моментом является следующее: методологов, по большому счёту, не интересуют не только последствия их решений и издержки того, что они делают - их не интересует даже результат их деятельности, для них важны только мышление и познание.
Знаете, что мне напоминает такая система ценностей с абсолютизированным познанием? Люциферианство. И я сейчас говорю абсолютно серьёзно. Был у меня в жизни опыт общения с приверженцами данного мировоззрения. И сходство некоторых взглядов я полагаю разительным. Хочу уточнить: автор не намекает на то, что методологи имеют к люциферианству какое-то отношение. Более того - автор так даже не считает. Он просто фиксирует некое сходство ценностных систем.
И ещё одной чертой методологов является кастовость. Причём, в данном случае, кастовость в самом отвратительно, почти патологическом смысле слова. Чёткое и практически непреодолимое отделение "интеллектуального класса" от скота, которым для них, по сути, являются все остальные. Сам Щедровицкий напрямую не отрицал резко тоталитарный характер своего учения и даже бравировал этим. Общественным идеалом для него являлась некая жёсткая, делящая людей на разряды, технократическая диктатура. А его оппоненты ещё до падения Союза так же напрямую говорили о том, что Щедровицкий - мыслитель тоталитарного толка, технократия которого будет технократией для избранных, а для остальных обернется самым свирепым рабством.
Перечисленное выше говорит о том, что философия методологов имеет глубочайший гностический подтекст, а их учение - глубочайшее гностическое содержание. Но, в том, что методологи - это не просто секта, а гностическая секта, так же нет ничего удивительного. Потому, что практически все антисистемные секты имеют именно эту гностическую сердцевину. Таким было учение манихеев, катаров, богумилов, павликиан, фатимидов, исмаилитов. И в лице методологов их черты проступают очень явственно.
Так вот, на мой взгляд причиной той системной ошибки было то, что Щедровицкий действовал с точки зрения классической кастовой логики, согласно которой представителям касты воинов в этом новом жреческом сообществе делать было нечего. Осознанно или нет, но его мыслительный процесс сработал именно по этому алгоритму. И рассматривая силовые структуры Союза, как безмозглый инструмент, выполняющий приказы, он меньше всего ожидал, что произойдёт "восстание машин". Гностическое стремление к делению людей на сорта сыграло с ним злую шутку...
Часть вторая:
http://haile-rastafari.livejournal.com/111845.html Блог автора на "КОНТе" -
https://el-pablo.cont.ws/Группа "В контакте" -
http://vk.com/russkoe_gosudarstvoГруппа на "facebook" -
http://www.facebook.com/groups/RussRevo/Инстаграм -
https://instagram.com/shakespeare1976/