Украина потеряла пять транспортных самолётов, которые были переданы Индией для прохождения ремонта в КБ «Антонов». История анекдотическая - представьте, что вы отдали в автосервис автомобиль, а когда пришли его забирать вам сообщили, что ваш автомобиль куда-то делся. Такое, пожалуй, стало возможно только в том хаосе, который воцарился на Украине после трагических событий начала прошлого года.
Мне вспомнилась по этому поводу другая самолётная история, про Африку. Цитирую:
http://v1.anekdot.ru/an/an0202/o020219.html «Из-за чего столько шума?» - спросил Весека Самбу на спешно созванной пресс-конференции в международном аэропорту имени Йомо Кеньятта, «Подобные технические проблемы могут произойти где угодно в мире. Вы не патриоты. Вам просто нравится скандалить».
Самбу, пресс-секретарь авиакомпании Kenya Airways, выступал после отмены рейса из Кисуму через Йомо Кеньятта в Берлин: «Сорок два пассажира заняли места в самолете, готовом к взлету, но пилот заметил, что одно из колес спустило. К сожалению, азотный баллон в аэропорту был пуст. Пассажиры предложили снять колесо и отвезти его на бензозаправочную станцию, где и накачать, но, к сожалению, домкрат куда-то пропал, и мы не могли снять колесо. Наши инженеры героически пытались накачать колесо при помощи велосипедных насосов, но безуспешно. Пилот даже пытался надуть камеру ртом, но потерял сознание.
Когда я объявил, что рейс придется отменить, один из
пассажиров, г-н Муту, ударил меня в лицо свистком от спасательного жилета и сказал, что мы - национальный позор. Я сказал ему, что поведение его смехотворно, и через две недели будет другой рейс, а пока у него есть возможность наслаждаться пейзажами вокруг Кисуму, хотя и за свой счет».
К чему я всё это рассказываю?
На днях в СМИ появился удивительно мрачный прогноз относительно перспектив российской оборонки. RBC вот, например, прямо в заголовке пишет, что на рынке бронетранспортёров Россию теснит Украина, а на рынке артиллерии мы вот-вот проиграем Швеции:
http://top.rbc.ru/business/27/03/2015/55151ae19a7947285badd2a7 С одной стороны, конечно, прогноз основывается не на пустом месте, а на словах заслуженного эксперта - Александра Бриндикова, председателя группы советников гендиректора «Рособоронэкспорта»… но, с другой стороны, давайте включим логику. Какую конкуренцию России может составить поставщик оружия, который теряет (!) отправленные ему для ремонта самолёты?
С Францией-то клиенты начали уже разрывать контракты - хотя у
Франции была вполне понятная причина (в виде дядюшки Сэма с дробовиком), чтобы не отдавать нам «мистрали». Украине - у которой в настоящее время нет по-настоящему уникальных оружейных технологий - на понимание клиентов и вовсе рассчитывать не стоит.
Представьте себя на месте ответственного за закупку тех бронетранспортёров. Если вы купите бронетранспортёры у Штатов, и с вашей сделкой что-нибудь случится, вы просто разведёте перед начальством руками - «ну, это же
США, крупнейший продавец оружия в мире. Кто же мог предвидеть, что они накосячат».
Если же вы купите бронетранспортёры на Украине, а их после перечисления денег «потеряют», оправдаться перед начальством вам будет крайне тяжело. Пожалуй, вас даже заподозрят в получении отката.
Так вот. Украина вполне очевидно сколько-нибудь серьёзную конкуренцию России в настоящий момент составить не может. Не в поставках оружия, во всяком случае. Цитирую
gosh100:
http://gosh100.livejournal.com/121941.html …единственные "достижения" Украины на этом рынке за всё время её существования - два относительно крупных контракта на поставку БТР-4 и БТР-3 в Ирак (400 штук) и Таиланд (200 штук) соответственно. И с выполнением обоих контрактов возникли огромные проблемы ещё даже до гражданской войны и обвала промышленности.
В первом случае контракт в состоянии расторжения иракской стороной из-за того, что во время приемки у иракцев возникали претензии и к бракованным пушкам, и к ржавым, и треснутым корпусам украинских БТРов.
В итоге дошло до скандального возврата целой партии.
Во втором случае тоже всё веселье еще впереди, поскольку этот контракт не выполнен, часть "таиландских" БТР-3 реквизирована и отправлена воевать с
Донбассом. Надо также понимать, что этот БТР-3 является фактически модернизацией старого советского БТР-80 и есть серьезные основания полагать что украинцы не умеют делать даже их корпуса, а просто переделывают их из тех, что остались на Украине с советских времен. Кроме того, двигатель и трансмиссию они также сами не делают и ставят импортные. Даже шины на нем французские. Все это здорово бьет по рентабельности производства.
В такой ситуации говорить о каком-то вытеснении с рынка нашей бронетехники украинской - не приходится. Они в лучшем случае могут демпингом и подкупом выиграть какие-то отдельные тендеры в странах третьего
мира (с последующими скандалами и позорным сливом)
Для сравнения: Россия по количественному параметру занимает второе место в рейтинге крупнейших мировых экспортеров ББМ (1177 машин на сумму 1,429 млрд дол). Основу экспорта составляют БМП-3 и БТР-80А. В 2009-2012 гг. на экспорт было поставлено 783 ББМ стоимостью 794,9 млн дол, портфель заказов на 2013-2016 гг. на текущий момент оценивается в 394 новые машины на сумму 634,1 млн дол.
На этом месте не может не возникнуть вопрос к господину эксперту из «Рособоронэкспорта»: откуда у него такой странный пессимизм по поводу нашей оборонки? Блогер
gosh100, которого я только что цитировал, провёл небольшое расследование и выяснил, что господину Бриндикову случалось уже давать несбывшиеся прогнозы.
Так, в 2005 году Александр Бриндиков утверждал, что Россия уже через пару лет (к 2007 году) не сможет поставлять оружие Индии и Китаю. Вместе с тем, Индия, например, активно закупает наше оружие до сих пор. Так, в 2014 году она купила у России оружия почти на 5 млрд долларов.
Как видите, прогноз эксперта «Рособоронэкспорта» после проверки оказался откровенно недостоверным. Оснований воспринимать этот прогноз сколько-нибудь всерьёз у нас нет.
Почему так произошло? Почему такие эксперты работают в государственной организации?
Всё просто: эксперты почти всегда являются законченными пессимистами: вспомните хотя бы капитана Зелёного с
корабля «Пегас». Технические специалисты во время любого проекта полны уныния и всегда готовы перечислить с десяток причин, по которым проект непременно провалится. Скажу больше: улыбка и оптимизм на лице эксперта сразу вызывают закономерное подозрение: а действительно ли этот человек разбирается в том, о чём говорит?
Менеджеры проектов, напротив, имеют привычку раздавать направо и налево трудновыполнимые
обещания, а проблемы игнорировать так, как будто их не существует вовсе.
По итогам обычно получается средний вариант: проекты идут не так гладко, как обещает заказчикам менеджер, но и не так провально, как опасается технический специалист.
Наблюдал я подобные споры между пессимистами-экспертами и оптимистами-менеджерами многократно, на проектах в самых разных областях. Уверен, читатели тоже меня поддержат примерами из личного опыта.
Поэтому особых вопросов к господину Бриндикову, с выступления которого началась паника в
СМИ, у меня нет. Ровно ничего другого я от эксперта и не ждал. Эксперту и положено ныть и паниковать, на то он и эксперт.
А вот к «деловым» СМИ у меня есть серьёзные вопросы. Если редактор бездумно пропускает в эфир сенсации, даже не попытавшись изучить цифры, вникнуть в суть вопроса, изучить предыдущие несбывшиеся прогнозы эксперта - этот редактор не на своём месте.
Нужно анализировать поступающую информацию и оттенять маргинальные мнения реальными фактами, нужно обязательно делать поправку на нездоровый пессимизм/оптимизм источника. Ну или уж тогда надо убирать слово «деловой» из названия журнала и прямо признавать, что собственных
экспертов у издания нет, и что оно просто собирает отовсюду информационный мусор на заданную тему, предоставляя читателям самостоятельно анализировать его достоверность.
Источник Еще по теме:
Сверхдальнобойная снайперская винтовка СВЛК-14СДа, и еще... давай Дружжить, и
сразу на Ты?---жми смелее сюда -->>
Добавить в друзья на ЖЖА еще давай дружить на
Макспарке и
Вконтакте...