Ракетно-космическая корпорация «
Энергия» будет поставлять американской компании Orbital Sciences Corporation ракетные двигатели РД-181. Контракт на сумму в $1 млрд. подписали президент РКК Владимир Солнцев и генеральный директор OSC Дэвид Томпсон. На фоне действия антироссийских санкций со стороны Запада этот контракт выглядит настоящим прорывом.
«Конечно, это значимое событие, даже сомнений нет, - заявил телеканалу ЗВЕЗДА первый заместитель исполнительного директора НПО «Энергомаш» Игорь Фатуев. - Это дополнительная работа. Это очередной пример успешной работы в непростых современных условиях».
Санкции в отношении
России из-за событий на юго-востоке Украины - всего лишь один из эпизодов, препятствующих поставкам российских двигателей в США. Кроме них, есть и внутренние американские лоббисты, настаивающие на прекращении российско-американского сотрудничества в космической сфере. Например, небезызвестный у нас сенатор-республиканец Джон Маккейн. По его мнению, Америка в состоянии сама производить необходимое оборудование, а не спонсировать главного геополитического противника
Вашингтона.
Именно по этой причине в последнее время в США последовательно принимались законы, запрещающие сделки по поставкам российских двигателей РД-180 для ракеты Atlas и НК-33 для ракеты Antares. Оба двигателя попали в Америку еще в начале 90-х годов прошлого века. Любопытно, что НК-33 был создан для советской лунной программы, которая так и не состоялась. Но по решению конструктора двигателя Николая Кузнецова, несколько десятков этих изделий были законсервированы, а затем проданы за ненадобностью американцам.
В середине 90-х они достались компании Aerojet по $1 млн. за штуку. Американцы адаптировали их под свою ракету, в результате появился модифицированный двигатель AJ-26. Авария со взрывом ракеты Antares на старте, случившаяся в конце октября прошлого года, возможно, произошла именно из-за двигателя AJ-26. Эта версия рассматривается в качестве основной. После
взрыва Antares с AJ-26 больше не полетит, однако переговоры об использовании в составе ракеты созданного на базе НК-33 нового двигателя РД-181 начались задолго до аварии. Более того, до аварии уже были подведены итоги тендера среди поставщиков двигателей, по результатам которого безоговорочную победу одержало НПО «Энергомаш».
Исполнительный директор НПО «Энергомаш», президент ракетно-космической
корпорации «Энергия» Владимир Солнцев говорит, что контракт на поставку 60 ракетных двигателей РД-181 в США имеет одно существенное ограничение - все двигатели поставляются исключительно для выполнения гражданских программ первой ступени ракеты Antares, производимой Orbital Sciences.
Этого не скажешь про другой контракт с американской United Launch Alliance (ULA, совместная компания Lockheed Martin и Boeing), покупающей двигатели РД-180 для ракет Atlas. Этот контракт, сумма которого также близка к $1 млрд, действует до 2018 года. Основным заказчиком по нему выступал Пентагон, использовавший ракеты Atlas V для вывода военных спутников. Собственно, именно он и выступил главным лоббистом и противником введения санкций со стороны правительства США в отношении сотрудничества с РКК «Энергия».
По словам замминистра
ВВС США Эрика Фаннинга (Eric Fanning), Пентагон начал рассматривать вопрос о замене российских ракетных двигателей РД-180, однако в ведомстве пока не приняли решения о начале работы над аналогичным двигателем собственного производства. По словам Фаннинга, Пентагон вряд ли решится самостоятельно разрабатывать замену РД-180 и вместо этого может провести конкурс среди частных компаний. Однако, как сообщает Defensenews, прекращение поставок РД-180 в любом случае серьезно ударит по обороноспособности США.
В распоряжение американских СМИ попал доклад специальной комиссии
Пентагона, в котором отмечается, что без РД-180 космические запуски военных спутников после 2016 года будут сорваны. Перенос запусков с ракет Atlas V, использующих российские двигатели, на ракеты Delta IV (на них установлены жидкостные ракетные двигатели RS-68) все равно приведет к значительным задержкам и возможным потерям, которые могут составить $5 млрд. Ранее сообщалось, что программа по замене РД-180 обойдется США в $1,5 млрд. Согласно данным SpaceNews, к запускам новые двигатели будут готовы не ранее 2022 года. В результате старый контракт «выжил».
Наложенные
конгрессом США ограничения на его использование в составе ракеты Atlas V касаются только военных нагрузок. В результате ULA продолжит закупать РД-180 для реализации «невоенных» программ. Контракт предполагает поставки в США 36 ракетных двигателей РД-180.
«Американцы очень предприимчивы, когда дело касается их интересов, - высказал свое мнение телеканалу ЗВЕЗДА профессор академии военных наук Вадим Козюлин. -Франции запрещено поставлять нам вертолетоносцы «Мистраль», немецкой компании Rheinmetall не дали достроить военный полигон в Мулино под
Нижним Новгородом. Зато, как дело касается национальных интересов США, всегда находятся лазейки».
В случае с ракетными двигателями их несколько. Например, созданием ракетного двигателя РД-180 занимается российский «Энергомаш». Но вот в США эти двигатели адаптирует для установки на ракеты-носители Atlas V российско-американское предприятие «РД-Амрос», принадлежность которого можно трактовать по-разному.
Этим и воспользовались американцы в отстаивании своих интересов. Ранее замглавы ВВС США Эрик Фэннинг признавался, что США стремятся защитить себя от сбоев в поставках этого двигателя, в том числе с помощью организации производства РД-180 на своей территории. Но пока из этого ничего не вышло.
В другом случае идет в ход аргумент о гражданской направленности программ - ведь, к примеру, работу по
Международной космической станции стороны в результате санкций не свернули. Хотя на днях возник инцидент с растаможкой американских продуктов питания для экипажа МКС. Но это уже из-за ответных санкций России в отношении пищевой продукции, поставляемой в РФ из стран Запада.
Как бы там ни было, но сотрудничество России и США продолжается еще в одной крайне важной для Вашингтона отрасли - авиастроении. Авиагигант Boeing твердо стоит на том, чтобы покупать российский титан для
производства своих авиалайнеров. Именно он неоднократно «снимал» санкции в отношении российской компании «Ростех», владеющей ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» в поселке Верхняя Салда Свердловской области - главного мирового производителя титана. На долю этой компании приходится 40% потребностей Boeing в этом материале. В результате под американскими санкциями ходит не производитель титана, а единственный глава огромной госкорпорации
Сергей Чемезов.
Фото: «НПО Энергомаш»
Источник -----
Да, и еще... давай Дружжить, и
сразу на Ты?---жми смелее сюда -->>
Добавить в друзья на ЖЖА еще давай дружить на
Макспарке и
Вконтакте...