Интернет не догонит телевизор

May 26, 2012 10:00


Вот и настал момент, когда - по крайней мере, по слухам - интернет по популярности обогнал телевизор. Эту пророческую благую весть, правда, оформленную под аналитическую записку, принесла нам пятничная деловая пресса. Аналитическая компания TNS, замерив аудиторию Рунета в возрасте от 12 до 54 лет и сравнив ее с основными зрителями «Первого», которым от 14 до 59 лет, пришла к выводу, что «Яндекс» вскоре будет собирать больше аудитории, чем главный федеральный канал. А потом, возможно, начнет и больше зарабатывать на рекламе.

Хотя не все с этим согласны, но некоторые аналитики прогнозируют, что дистанция между аудиторией всех телеканалов и Рунета как такового будет сокращаться. В таком свете данная история напоминает старый парадокс древнегреческого философа Зенона «Ахиллес и черепаха». Суть этого парадокса в том, что, как бы ни спешил бегун Ахиллес и каким бы быстрым ни был, он никогда не догонит медленную черепаху, если та в момент начала движения находится впереди него.



И надо признать, пока телевизор, как и черепаха, идет впереди интернета, как бы тот не хотел его обогнать. Опередил же телевизор Сеть по нескольким основаниям. По крайней мере раньше телевизор выполнял несколько очень серьезных функций - не только помогал коротать вечера скучающим после тяжелого изнурительного дня людям труда, но еще и воспитывал их детей. Уходя на работу или куда-нибудь на вечер, не имея под рукой бабушки, дедушки или кого другого, люди могли с легкостью воспроизвести фразу мультипликационного персонажа Гомера Симпсона: «Дети, телевизор за старшего. Ляжете спать, когда он скажет». До недавнего времени примерно так всё и было: телевизор исправно работал няней, не взимая за это никакой платы. Тот же Гомер Симпсон изрек и более глубокий афоризм о том, что «ответы на жизненно важные вопросы не найдешь на дне бутылки, потому что они - в телевизоре». В общем, мы - даже те, кого телевизор не успел согреть своими голубыми лучами - и вправду слишком в долгу перед телевизором, чтобы просто так променять его на интернет, с которым не очень-то хорошо и знакомы.

Однако если говорить серьезно, то, несмотря на то что интернетом сегодня пользуется все больше и больше людей, нельзя сказать, чтобы это было качественно важно. Издание, возвестившее победу интернета, совершенно справедливо отмечает между делом, что в то время как люди смотрят телевизор больше часа в день, на страничку «Яндекс» заходят где-то на 10 минут в сутки. И что, любопытно, люди ищут в интернете за эти 10 минут? Скорее всего, в поисковой строке пользователь делает запрос «Мобильник б/у купить», проводит время в социальных сетях или смотрит порнографию. Да, с приходом интернета искать и смотреть порнографию стало значительно легче, чем напрасно ждать оную в телевизоре. Здесь последний проиграл.

Если бы телевизор конкурировал с интернетом за сферы политического или культурного влияния - это одно дело. Другое - что касается это противостояние, ловко придуманное TNS и растиражированное газетчиками, исключительно коммерческих интересов. Всех в первую очередь беспокоит вопрос, кто получит больше рекламы. Однако следует понимать, что рекламу на телевидении и рекламу в Сети часто дают совершенно разные компании. Например, представьте себе действительно волшебный новогодний ролик Coca-Cola, в котором добродушный Санта-Клаус, наряженный в красивые кока-кольные цвета, подгоняет к празднику детям и взрослым целый грузовик с продукцией компании. Разве может такая реклама существовать в Сети? В тот день, когда Coca-Cola, шоколадки, кофе и йогурты с машинами начнут активно появляться в интернете, случится долгожданное чудо, и тогда можно будет сказать, что телевизор проиграл и должен сдаться сети. Однако до этого времени еще далеко.

И вообще, знаете, если посмотреть телевизор, то создастся такое впечатление, что голубой экран вообще ничего другого не отражает, кроме рекламы. Поэтому от нее особенно не спрячешься, даже если переключать каналы. Разве что скрыться в интернете… В то же время кто и как часто обращает внимание на рекламу в интернете, разве только она не выскакивает навязчивым окном, которое потом чрезвычайно сложно закрыть?

Разумеется, роль и значение интернета и в особенности социальных сетей нельзя недооценивать. Между прочим, наиболее прогрессивные каналы, которые ориентируются прежде всего на молодую аудиторию, например «2х2», активно продвигают собственный контент в интернет-среде и теперь делают серьезную ставку на социальные сети. Сегодня вообще много что измеряется «лайками». Более того, уже давно и всё серьезнее развивается феномен интернет-телевидения: что ни говори, а смотреть, не сильно при этом напрягаясь, и легче, и приятнее, чем читать и вдумываться. А многим каналам приходится лукавить, когда те предоставляют информацию, в соответствии с которой их молодежные шоу и сериалы смотрят столько-то людей в возрасте до 30. Их действительно смотрят, но только уже выложенными в Сеть. Так что молодая аудитория всё чаще отказывается от телевизора, что стоит в большой комнате напротив дивана. Ахиллес-интернет дышит в спину черепахе-телевизору.

Впрочем, те же деловые издания отмечают, что во время президентской кампании штаб Владимира Путина впервые в истории потратил сумму в размере $1,5-2 млн на агитацию в Сети. При этом любопытно было бы узнать, на что именно были выделены эти средства, а также сравнить эту строку с другими статьями расходов. А еще любопытнее было бы узнать, что с точки зрения политической агитации оказалось более действенным - агитации в Сети или на федеральных каналах.

Конечно, упомянутый выше парадокс Зенона легко опровергнуть, объяснив ошибочность представлений о бесконечной делимости времени и пространства. Но только не в случае нашего телевизора. Потому что мы будем делить это время до тех пор, пока на «Первом» продолжается «Поле чудес», а на ТНТ - «Дом 2». И, похоже, существование этих программ говорит в пользу того, что время может делиться бесконечно и интернет не догонит телевизор.

Источник: http://www.izvestia.ru/news/525558#ixzz1vwOLI7Bv

интернет, яндекс, тв

Previous post Next post
Up