Сергей Алексеев "Россия : мы и мир"

Jul 24, 2014 00:05


Оригинал взят у stragasevera в Сергей Алексеев
Обнаруженная в 30 километрах от Бованенковского месторождения на Ямале гигантская воронка возникла в результате пневматического выхлопа газа без возгорания, сообщил замдиректора по науке Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский в ходе круглого стола «Научное освоение Арктики».

Далее Сергей Алексеев "Россия : мы и мир"
...Да, климат и в самом деле заметно меняется, и хоть летом не жарко, а зимой стало теплее, однако ожидаемого глобального потопа в ближайшем будущем не состоится и скоро опять станет холоднее. Судить можно по перелетным птицам, которые, невзирая на всевозможные версии ученых, продолжают строго соблюдать сроки прилета и отлета. Народная мудрость не зря сформулировала признак начала конца света: первыми, говорит она, улетят пчелы и птицы. Как самые чувствительные твари всего живого мира на земле.
К радости землян, они еще остаются с нами, а значит, поживем.
Однако региональная «утопия» все же случится, и произойдет это на грани двух исторических витков в России, то есть в 2021 году.


ОДНАКО первые признаки появятся двумя годами раньше: на Ямале и Гыданском полуострове осенью будет несколько необъяснимых разрывов трубопроводов, которые починят и скоро забудут. Но среди зимы в промороженной тундре появятся первые меридиональные трещины, приуроченные к нефтегазовым месторождениям, протяженностью до четырех-пяти километров и шириной в некоторых частях более метра. На вид они будут совершенно безопасными, поскольку в этих районах очень мощные рыхлые четвертичные отложения и трещины весной затянет растепленными многолетнемерзлыми породами (точнее, грязью). К весне также обнаружат несколько сбросов - провалов небольших площадок между некоторыми трещинами. Критической точкой, нарушившей и так неустойчивый баланс, станут активно разрабатываемые нефтегазоносные месторождения Бованенское, Новопортовское и Харасовэйское, где для притока нефти начнут производить усиленные взрывы нефтеносных пластов скважин. Шум поднимется немалый, поскольку начнут деформироваться и рваться нитки нефте- и газопроводов, однако основной причиной аварий назовут дождливую осень и очень холодную, малоснежную зиму. Но все равно тревогу поднимут только весной, когда растают снега, а половодья не случится и тундра, обычно залитая водой и сверкающая, если смотреть с вертолета, останется сухой; из-за растепления вечной мерзлоты явных трещин видно не будет. Пока ученые будут гадать и выдвигать гипотезы, объясняющие подобные явления (хотя отлично будут знать, что происходит), на нефтегазоносных месторождениях топографы отметят сбой реперов и разрыв автодорожных насыпей, и лишь после этого начнутся затяжные исследования и изучение ситуации.
Однако летом 2020 года и без этого станет ясно, что началась утопия Западно-Сибирской низменности. Ямал уйдет под воду целиком в течение двух месяцев, законсервировать и затампонировать промысловые скважины не будет времени, едва успеют эвакуировать людей. Всплывут, а потом уйдут на дно все трубопроводы, затопит западную часть Гыданского полуострова, исчезнет Обская губа и возникнет море с торчащими из воды буровыми вышками и качалками, которые вскоре накроет морскими волнами. Далее просадка Западно-Сибирской низменности пойдет стремительно, по принципу домино, в том числе и за счет растепления грунтовых льдов, и уже к середине лета исчезнет с карты Ямало-Ненецкий автономный округ. Берегами водных просторов станет правый берег р. Таз и Предуралье. На короткое время сбудутся мечты перебросчиков сибирских рек, Обь потечет вспять, соленая вода Карского моря хлынет на просторы Ханты-Мансийского автономного округа. Осенью поселок Октябрьское, города Сургут, Нижневартовск и Стрежевой окажутся на дне моря, которое позже назовут Западно-Сибирским. Колпашево станет тогда приморским городом, и туда же переместится устье Оби. Уцелеет Тара на Иртыше, Тюмень; город Приобье окажется на острове, а подтопленный Тобольск будет эвакуирован. В основном это будет мелкое, до 20-50 метров, море с пологими, заболоченными берегами, но с глубокими впадинами на месте газонефтепромыслов и множеством небольших островов. Насколько оно будет грязным, можно представить: из-за аварий на скважинах и трубопроводах, ушедших на дно, выльется много нефти, а к этому еще следует прибавить прошлые загрязнения - черные озера на промыслах, лес, оленьи туши, которые начнут постепенно разлагаться. Но самое опасное - нерегулируемый выброс газа из аварийных скважин. Скапливаясь в атмосфере, время от времени он будет взрываться над черными водами, подобно объемному взрыву вакуумного заряда...

...Поэтому к ним и следует обратиться с детским вопросом: когда выкачивают из недр нефть и газ, что там образуется?
Ответ прост - пустота.
А если из нефтегазовых «куполов» (и впрямь имеющих форму купола, если смотреть в разрезе) выкачивают многие миллионы тонн и многие миллиарды кубометров на протяжении многих лет, образуется большая пустота. Она, пустота, может быть рассредоточена на большом пространстве, может быть макро- или микроскопической, даже молекулярной; может быть заполнена метаном, воздухом с поверхности земли или водой, но в любом случае это будет пустота, которой прежде не существовало...
...Пустоты, образовавшиеся под Западно-Сибирской низменностью в районах нефте- и газодобычи, составляют от 3 (трех) до 11 (одиннадцати) тысяч кубических километров. Цифры космические, и представить себе этот объем достаточно трудно, даже один кубический километр уже впечатляет. Причем следует также представить, что объем пустот растет ежеминутно, по мере того как работают качалки и газонасосные станции, а месторождения наращивают добычу, поскольку слишком много долларов дают за баррель.
Просадка грунтов на эксплуатируемых месторождениях идет и сейчас, в некоторых районах от 1 м (Уренгой) до 2 м на Ямале. Но сейчас в основном пока за счет таяния подземных льдов. Льдистость грунтов полуострова и северной части Ханты-Мансийского АО составляет от 15 до 30%, а обводненность - до 80%! По сути, эта территория - остатки похороненного ледника, который при растеплении мерзлоты сверху со временем в любом случае превратится в море. И еще неплохо бы вообразить, что мощность Тверди в Западной Сибири от ваших подошв до Пустоты составляет всего от полутора до трех тысяч метров. По сравнению с тысячами кубических километров она, Твердь, представляется тонким льдом.
А сырая, обводненная не только реками и озерами на поверхности, но и подземными морями Западная Сибирь в буквальном смысле дышит под ногами и гусеницами тяжелой техники. Если бы сейчас провели подземный ядерный взрыв на полигоне Новой Земли (не дай бог!), низменность ушла бы под воду через несколько дней, не дожидаясь 2021 года.
Твердь здесь более напоминает Хлябь...
Пока гром не грянет - мужик не перекрестится.
Пока есть нефть и газ и по хляби Западно-Сибирской низменности пока еще можно ходить пешком (правда, непременно в броднях, если летом), нашей российской, да и мировой науке не позволят вплотную заниматься проблемами альтернативного топлива и получения энергии.
Ни за что...

Пророчество

Previous post Next post
Up