Издание The Washington Post в своих материалах разоблачило Государственную нефтяную компанию
Азербайджана (ГНКАР) и влиятельных членов Конгресса США. Как сообщает издание, госнефтекомпания перевела 750 тысяч долларов через некоммерческие организации с целью покрытия дорожных расходов, а также на покупку шелковых платков, хрустальных наборов для чаепития и азербайджанских ковров в качестве подарков конгрессменам. Члены Конгресса посещали конференцию в Баку, на которой обсуждались двусторонние отношения между США и Азербайджаном.
И хотя Управление
Конгресса США по вопросам этики провело расследование по этому делу, которое The Washington Post называет «самым крупным с момента основания Управления», следователям не удалось установить, использовали ли законодатели свое положение в интересах ГНКАР. Тем не менее, как отмечается в докладе, ГНКАР пыталась добиться послабления экономических санкций против Ирана для реализации проекта газопровода в Каспийском море. Вскоре после конференции, на которой члены Конгресса выступали в роли докладчиков, президент Обама подписал распоряжение о послаблении санкций против Ирана, «относящихся к проекту трубопровода, предназначенного для поставок газа с месторождения «Шах-Дениз» в Европу и Турцию». Аналогичная формулировка уже появлялась ранее, когда
Барак Обама подписал закон о новых санкциях в отношении Ирана, принятый в августе 2012 года Конгрессом США.
В 1990-х годах администрация Клинтона потратила много сил на реализацию проекта Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) для транспортировки нефти из Каспийского моря на международные рынки. Строительство трубопровода консорциумом во главе с British Petroleum предполагало несколько стратегических целей.
Бывший посол США Ричард Морнингстар, ключевая фигура в продвижении проекта БТД, в 2003 году в своем выступлении в Белферовском центре Гарвардского университета высказал логичную гипотезу по данному вопросу. Администрация Клинтона хотела освободить Кавказские страны от российского влияния, оказывая помощь в реализации проектов по
транспортировке каспийской нефти (которая, по мнению Клинтона, играла важную роль в глобальных поставках) и исключая из этого проекта проводку трубопроводов через Иран. Правительство США предоставило финансирование и оказало мощную политическую поддержку для строительства трубопровода. Первая прокачка нефти по нему состоялась в 2006 году и с тех пор по нему проведено более 2 миллиардов баррелей нефти в турецкие порты на побережье Средиземного
моря.
Однако участие в этом проекте привело к необходимости подстраиваться под коррумпированное правительство Азербайджана. В секретных депешах, обнародованных в 2010 году, американские дипломаты в Баку описывали экономику страны как «управляемую в манере, сходной с феодализмом средних веков в Европе: горстка хорошо связанных друг с другом семей контролируют определенные географические районы страны, а также некоторые секторы экономики». Президент Азербайджана
Ильхам Алиев был удостоен звания «Человека года - 2012. За вклад в дело организованной преступности и коррупции», учрежденное Центром по исследованию коррупции и организованной преступности, офисы которого расположены в Сараево и Бухаресте.
Администрация Клинтона была не единственной, кто вступала в отношения с коррумпированным правительством Азербайджана. Бывший вице-президент США Дик Чейни посетил Азербайджан в 2008 году после вторжения
России в Грузию, обещая поддержку на Кавказе. Однако считается, что реальной причиной его поездки было желание США ускорить строительство еще одного трубопровода по дну Каспийского моря - ныне нереализованный проект «Набукко».
Посол Морнингстар вернулся в администрацию Обамы в качестве специального посланника по вопросам евразийской энергетики, а затем уже в качестве посла в Азербайджане, где он изо всех сил лоббировал реализацию проекта «Набукко».
И хотя этот проект провалился, его старания воплотились в строительстве другого трубопровода, что намного ближе к
реальности.
Источник