Живой опыт человека

May 15, 2015 16:44


Знания и живой опыт делают из разумного животного Человека
В урбанизированном мире появилось много людей, не понимающих, откуда берётся молоко, но с лёгкостью ориентирующихся в международной политике и разновидностях устриц.
Свернуть их с одного мнения на другое - дело лишь техники...



Живой опыт

Автор - Эдуард Биров

Как-то во время дружеской посиделки один человек долго и авторитетно рассказывал о том, что в российской деревне царит сплошная разруха, и что сельское хозяйство в России фактически уничтожено. На робкие попытки возразить, что не так всё мрачно, как он говорит, и что в отдельных областях (Белгород, Липецк, Ростов, Кубань) успешно развивается сельское хозяйство, а в последние годы собирают большие урожаи зерновых и растёт производство куриного мяса, ответ был один: деревня мертва, это точно. Правда, затем обнаружилось, что знаток сельского хозяйства не совсем понимал, каким образом получается сметана, кефир и ряженка, и, видимо, полагал, что это «выходит» из коровы в виде готового продукта. Трудно поверить, но это так.

Значительно больше в нашей стране знатоков государственного управления, ругающих российскую власть на чём свет стоит, которые ни разу в своей жизни не управляли даже пионерским отрядом. И, к сожалению, такие люди высказываются отнюдь не только в кругу знакомых и друзей, но и в СМИ в качестве экспертов.



Подобное явление не ново и стало результатом долгой эволюции человеческого общества, особенно в связи с бурным развитием коммуникационных технологий в XX веке. Образованный человек конца XX века пришёл к такому состоянию, что знал о жизни исключительно из книг и газет. Собственный живой опыт был минимален и поверхностен: он знал, как продвинуться по карьерной лестнице, где что купить, как обустроиться в городских условиях с максимальным комфортом и минимальными затратами. Всё остальное - высокие чувства, глубокие переживания, живой опыт, практические знания - было почерпнуто из текстов, написанных кем-то другим.

И это уже были не знания, а мнения о знаниях. Вот почему в 80-е так легко и быстро, одной сменой идеологической пластинки, переориентировали вчерашних коммунистов в капиталистов. По сути, самый читающий советский народ был дезавуирован двумя-тремя книжками и журналом «Огонёк». «Архипелаг ГУЛАГ» убил Советский Союз в умах людей, хотя в большинстве своём они его не читали, но узнавали о нём из газет и журналов. Миллионы грамотных и начитанных людей, знавших наизусть, как минимум, пару стихотворений из русской классики и разбиравшихся в литературе Латинской Америки и Венгрии с Чехословакией, приветствовали демонтаж страны под «благоглупые» речи Горбачёва и дошли до такого состояния, что заряжали воду перед телевизором во время передач Кашпировского.

В общем-то, и в 17-м году произошло то же самое. Но тогда грамотой владели только высшие слои народа - их и смутили, совратили модными мнениями и революционными идеями, а они уже потянули за собой простых мужиков, всю страну. Марксисты-революционеры не зря требовали обучить рабоче-крестьянскую массу грамоте - чтобы первым для прочтения подсовывать мужикам революционные листки.

Впрочем, смуты бывали и ранее. Но так легко, как в XX веке, они не переворачивали все пласты народа и не вели его к самоуничтожению. Люди в традиционном обществе жили своим живым опытом и с трудом поддавались идеологическим химерам. Они, в массе своей крепко державшиеся на земле и за землю, пробовали всё на зуб. И только оторвавшееся от земли меньшинство баламутило воду.

К концу XX века в урбанизированном мире постмодерна теоретиков, людей, знающих о трудовой жизни и тяжких испытаниях понаслышке, стало большинство: они не понимали порой точно, откуда берётся молоко, но с лёгкостью неимоверной ориентировались в высокой международной политике и разновидностях устриц. Свернуть таких с одного мнения на другое - дело техники. Тем более, что и сами «образованцы» воспринимают это как игру в жизнь, как смену декораций и масок в театре.

Сейчас, в XXI веке, с живым опытом и твёрдостью убеждений ещё хуже - молодые люди познают мир даже не по книгам и журналам, а по рекламным образам и трёхминутным роликам в Интернете. Это ещё более легковесная смысловая субстанция, сводящая весь процесс познания к клику мышки.

Образ, с одной стороны, дарит чувство присутствия и вроде бы приближает к живому опыту, но на самом деле, отодвигает человека ещё на порядок дальше от реальной жизни, чем чтение. Одним кликом ты оказываешься на вершине Килиманджаро или прыгаешь с парашютом - и складывается иллюзия почти реального присутствия. Ты руководишь армиями, совершаешь космические путешествия, покоряешь миры, побеждаешь в войне, восстанавливаешь страну после катастрофы - и тебе не хочется уже делать ничего этого в реальности. Зачем? Даже сегодняшние технологии создания образов позволяют побывать в шкуре средневекового рыцаря, гангстера 30-х и древнего римлянина, что же будет далее.

Не исключено, что люди вскоре смогут вставить себе чип и прожить жизнь любого персонажа, пройдя её, как игру и не вставая с кресла. Замена живого опыта не буквой даже, а образом, картинкой создаёт ещё более лёгкую возможность манипулирования человеком. Стоит только снять красивый ролик с радикальным посланием, и послушные менеджеры среднего звена превращаются в хомячков-навальнят, готовых идти на убой и свергать «режым».

Их слаборазвитому внутреннему миру, не испытавшему ничего крепче вискаря и соперничества с коллегами за квартальную премию, нечего противопоставить этой примитивной подмене. Поэтому везде - и в Турции, и в Египте, и на Украине, и в Грузии, и в Гонконге, и в Москве - они с радостью идут в капкан, полагая, что меняют серую реальность на разноцветную мечту, которую им подсунули в красиво сделанных роликах. Именно этим объясняется феномен, когда многомиллионные толпы больших городов в разных частях света будто по мановению волшебной палочки приходят в движение, а потом так же слаженно успокаиваются - до следующего движения палочкой.

Происходит смена образов, которые тиражируются в мировых СМИ и в Интернете. И процесс движется гораздо быстрее, образнее и масштабнее, чем это было в эпоху электронно-лучевого телевидения и офсетной печати.

Поэтому, когда патриоты-государственники талдычат о том, что нам надо восстанавливать советскую систему образования, они говорят о прошлом веке. Можно выстроить идеальную высокодуховную систему образования в школе, воспитывающую сознательного гражданина, но это не повлияет на общество принципиально.

Как ни прискорбно, но человека сейчас формируют не учебники и художественные произведения, а образы в Интернете и на ТВ - ролики, картинки, зарисовки, репортажи, демотиваторы, короткие тексты, мемы. С таким конвейером легко усваивающихся образов не способна соревноваться, с точки зрения привлекательности, ни одна книга. И если мы ставим задачу воспитать человека, то это надо делать, используя новые формы. В них надо упаковывать правильные ценности и противопоставлять их ложным.

Говоря конкретно, на каждый флешмоб с переодетыми зомби должно быть несколько флешмобов с исполнением русских народных песен или классики, на каждый видеоролик с юмором уровня Comedy Club должен быть привлекательный и хорошо снятый клип на социальную тему.

Впрочем, тексты и чтение не умрут полностью, они станут источником теоретических знаний и сферой умственного труда интеллектуальной элиты. Её представители, эти идеологи будущего, будут обмениваться друг с другом теоретическим знанием по-прежнему с помощью текста, но для аудитории идеологических посланий будут использоваться именно образы, формирующие мировоззрение людей.

Вопрос будет только в том, кто будет заказывать идеологам создание образов - силы хаоса и разрушения либо порядка и созидания. И кто будет исполнителями заказа, той самой идеологической элитой будущего - потребительски настроенные пиарщики, которые могут испоганить даже такие движения народного духа, как «русская весна», или искренние идейные люди, готовые брать ответственность и работать во благо народа.

Современный медийный мир и виртуальная реальность - лишь информационное орудие, не надо демонизировать его. Вполне можно и нужно научиться владеть им и использовать его в целях созидания. Если правильно подобрать кадры и выстроить систему. Тем не менее, даже правильно созданные образы, содержащие высшие духовные ценности, не позволят решить проблему воспитания человека. Кардинальным решением проблемы искажённого и легкомысленного познания мира стало бы обретение большинством так называемого цивилизованного человечества живого опыта в познании мира, возвращение человека к земле и к корням, как в переносном смысле, так и в прямом. Чтобы ребёнок узнавал о существовании молока и хлеба не только на полках магазинов, но и в производственном процессе, чтобы он понимал, что любой продукт есть следствие труда, в том числе и физического.

Чтобы студент изучал не столько книги и учебники, написанные такими же вечными студентами-профессорами, сколько жизненный процесс во всей его глубине и сложности - теория должна быть тесно сопряжена с практикой, а каждая буква книжных законов должна подкрепляться или опровергаться конкретным опытом, испытанием, и это касается любой профессии. Чтобы гуманитарные и технические дисциплины преподавались бы совместно и воспринимались, как части единого цельного познания, а не как две не пересекающиеся сферы. Чтобы каждое мнение человека было сформировано на основе его если не прямого опыта, то максимально приближенного к нему.

Да, вопрос совмещения передовых технологий и труд «на земле» - большой вызов для человечества. До сих пор нам это не удавалось - с развитием технологий деградировали духовные и душевные качества человека, равно как и его связь с землёй, и умение самостоятельно мыслить. Вместо безграмотных, но мудрых крестьян-пахарей мы, в результате развития образования и технологий, получили толпу грамотных, но глупых и легкомысленных бабочек-однодневок, живущих одним днём и чужим умом.

Есть ли надежда на такие кардинальные изменения в развитии человечества?

Пока что ощущение такое, что всё выйдет гораздо проще и жёстче. Цивилизованный мир со всеми своими образами/иллюзиями и технологиями уничтожит сам себя или выродится в чипизированных мутантов, не способных себя воспроизводить, а их место займут варвары, которые не разучились ещё испытывать радость от вскопанного собственными руками картофельного поля.

Источник

Жизненный опыт

image Click to view

Познание, Эволюция Разума, Технология, Земля, Молоко, Разумное животное, Техника, Труд, Мир, Правильное образование, Политика, Образование, Воспитание детей, Развитие, Творчество, Воспитание, Мудрость, Реальность, Созидание, Знания, Видео, Обучение, Люди

Previous post Next post
Up