Король Саудовской Аравии Салман не приедет на совместный саммит США и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Вместо короля страну на саммите, где будет председательствовать президент США Барак Обама, будет представлять кронпринц Мухаммед бин Найеф, а также сын короля и второй в очереди на престолонаследие принц Мухаммед, который также занимает пост министра обороны.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=2573864 Комментирует Игорь Игнатьев
Похоже, что США «заигрались» в геополитику и основательно запутались в том, кто им союзники, а кто противники, и соответственно стали стремительно терять этих самых союзников. Любые попытки усидеть на двух стульях, обычно кончаются плачевно, а США умудрились в течение долгого времени занимать бесчисленное количество этих стульев. Итог такой политики вполне предсказуем, так как рано или поздно интересы в различных регионах мира войдут в противоречие, и придется выбирать. Проблема в том, что Штаты выбирать не хотят, им нужно все и везде, и в результате все сложнее и сложнее получается «дружить против кого-то».
Так сейчас и обстоят дела США на Ближнем Востоке. Они сами себя загнали в угол своей крайне агрессивной и подавляющей политикой. Отказ от визита на саммит короля Саудовской Аравии Салмана, несмотря на опровержения со стороны Белого дома, связан, скорее всего, с позицией монарха по вопросу, который должен стать ключевым на кэмп-дэвидском саммите - «ядерной сделке» с Ираном, которая должна быть заключена до конца июня.
Известно, что король не поддерживает многие пункты «иранского соглашения». Кроме этого, такой жест может быть сигналом правительству США о недовольстве Саудовской Аравии политикой США по вопросу недостаточной поддержкой операции саудитов против группировки «Исламское государство» в Йемене.
Приехать отказался не только Салман - из шести стран ССАГПЗ только две - Кувейт и Катар - будут представлены своими монархами. ОАЭ, Бахрейн и Оман пришлют на саммит официальных лиц более низкого положения. Согласно дипломатическому этикету, это явно не соответствует статусу мероприятия под председательством американского президента.
Отказ четырех монархов из шести посетить саммит ввиду "чрезмерной занятости" стал еще одним доказательством того, что руководители арабских стран не хотят своим присутствием благословлять американскую сделку с Ираном, который на арабском полуострове продолжают воспринимать как угрозу.
Попытки Белого дома сохранять хорошую мину при плохой игре, похоже, уже никого не убеждают. Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест даже попытался отшутиться: «Я видел спекуляции на эту тему, если это и было сигналом, мы его не получили». Шутки шутками, однако, в Вашингтоне не могут не понимать, что разрыв взаимоотношений с Саудовской Аравией может привести к прекращению или ограничению торговли нефтью, и главное, лишить США возможности контролировать мировые цены на «черное золото». А для Штатов - это один из основных инструментов влияния в мировой политике.
Учитывая также тот факт, что американская нефтяная отрасль уверенно и неотвратимо разваливается (добыча падает с катастрофической скоростью, а цены на нефть тем временем растут), для штатов смертельно опасно выпускать из рук инструмент контроля мировых цен на нефть. Добыча сланцевой нефти, к примеру, в Северной Дакоте, основном нефтяном регионе страны, в мае этого года упала на 45 тыс. баррелей в сутки. Это серьезная стагнация, и даже Управление энергетической информации Минэнерго США впервые прогнозирует сокращение производства, чего не наблюдалось последние несколько десятилетий.
Ситуационная политика Штатов на Ближнем востоке загнала их в угол. США сами себе создали явное противоречие, которое ударило по ним же. «Ядерная сделка» с Ираном и союзнические отношения с Саудовской Аравией - две вещи несовместные, поскольку, как саудиты видят прямую угрозу со стороны Ирана, так и Иран воспринимает саудитов как безусловную угрозу.
Причем, угрозу самому своему существованию. Лидеры, как Саудовской Аравии, так и Ирана многократно открыто заявляли о намерении уничтожить друг друга. Штаты в этой ситуации оказались перед совершенно неразрешимой дилеммой. Им нужно выбирать себе союзника, но так как выбирать они не хотят (или не могут), то, скорее всего, в итоге потеряют обоих. Ну что же, очевидно время для этого пришло…
Игорь И,
Специально для
Politikus.ru