"Цитадель" Михалкова, субъективный взгляд.

May 08, 2011 12:37

Когда на фоне выжженных, дымящихся строений, поверх бесконечной вереницы танков, огибающих сгоревшую часовню, начали двигаться буковки (много буковок; это титры пошли) - мне не под силу было сдвинуться с места. И в тот момент я впервые, пожалуй, осознала, для чего же в кино нужны титры; и чтобы обязательно в конце.
Знаю, титры нужны для того, чтобы отдать должное и отпечатать в вечности всех создателей данного творения, а также людей, к процессу сопричастных (пусть даже только кошельком; и этого не мало). Но это задача, лежащая на поверхности. А есть и скрытая сверхзадача.
Ведь если фильм по-настоящему сильный, без титров в финале никак нельзя. И чем более они долгие, тем лучше. С их помощью можно как-то (белее-менее плавно) выйти из оцепенения.
Нужно же как-то дальше жить! Выбредать из кинозала, проходить сквозь расцвеченный, манекенный ТЦ. Потом метро. И везде люди - обычные, нормальные; кто-то идёт с работы, а кто-то уже - развлекаться (пятница всё-таки, вечер). И лучше бы их не пугать постцитадельными взглядами.
Хорошо, что есть титры. За их время немного приходишь в себя.
И я как-то даже понимала, выходя на улицу, тех людей, что хулят Михалкова. Со всеми его "Предстояниями", "Цитаделями" и проч. Ведь после них, после фильмов этих, и дышать затруднительно, не говоря уж о том, чтоб спокойно смотреть по сторонам. Зрение обостряется болезненно, это нелегко перенести.
...когда по экрану поползла цепочка танков, увозя на Берлин счастливых (наконец-таки) Надю и Котова, с губ невольно сорвалось: "Митя..."
До последней секунды было ощущение, что он должен вернуться. Что это ещё не конец. Хотя его судьба была предсказана блестяще. Метафорически, явственно. И казнь уже свершилась. Казнь лёгкой, белокрылой бабочки, что прежде свободно порхала в пыточной. И метафора бабочки, подобранная для Мити, и то, что он сам совершил эту казнь - яснее ясного. Но всё-таки, до самого конца, его продолжаешь ждать.
Кстати говоря, единственное информационное предуготовление, которое было у меня до просмотра - это слова: "говорят, что Меньшиков здесь шёл на казнь особо бесподобно".
Правду говорят. Он бесподобен.
Ну что, немного о самом фильме?
Должна сразу предупредить, что если вы не видели первую и вторую части (или знакомы лишь с одной из них), смотреть "Цитадель"...нет, я не скажу, что не стоит. Но просто у вас в сознании не будет материала, необходимого для того, чтобы глубоко понять и прочувствовать фильм.
После "Предстояния" ещё можно было говорить о какой-то "отдельности" этой истории от оскароносной первой части. Но третий фильм расставил всё по своим местам. А всё расставленное крепко-накрепко связал. Настолько крепко, что, если кто из героев делает неловкую попытку вырваться - из под пут начинает сочиться кровь.
Часть сцен в "Цитадели" - пронзительно-детальное воссоздание первого фильма. И этот приём производит неизгладимое впечатление. Попытка Котова вернуться, возвратить свою прежнюю, счастливую жизнь - она не могла, конечно, оказаться успешной. Но он этим жил. А потому, болезненный разрыв с прошлым был необходим. Чтобы жить дальше, прошлое надо было отпустить. Отпустил.
Надо сказать, что все призраки первого фильма (бабушки, дедушка, Муся, Мохова, Кирик) были в полном замешательстве, в ужасе. Только Митя, кажется, всё понимал: и про себя, и про других. Понимал и исполнял то, что должен был.
Но что это я снова о Мите...
Все актеры фильма вновь, как и в "Предстоянии" сыграли свои роли очень хорошо, вплоть до героев эпизодов. Ожидаемо хороши были друзья-штрафники Котова. Как нечто безусловно яркое отпечатался в памяти Маковецкий.
Говорят, Михалков характеризует "Цитадель" как "фильм про счастье". Не знаю, его ли это, взаправду, слова. Но я с ними согласна.
Это кино именно что - про счастье. Во всём разнообразии его проявлений. Часто болезненных. Всегда глубинных.
Думается, этот фильм не вызовет такого ярого негатива, как "Предстояние". Здесь меньше натурализма. Он присутствует, но телесные раны, вплоть до самых, самых кошмарных, отступают на задний план в сравнении с изорванными в клочья душами главных героев. Не думаю, что это прочувствуют все - лишь ценители первых двух картин.
Кроме того, в процессе фильма происходят чудеса (падение Цитадели без единого выстрела, встреча искавших друг друга отца и дочери; да и само выживание главных героев в том аду - чудо). Зритель любит чудеса.
И кончается всё хорошо, позитивно до предела (насколько возможен позитив в условиях продолжающейся войны). Так что я лелею робкую надежду, что массы не закидают «Цитадель» помидорами. Хотя и не примут так, как фильм того достоин. Он всё равно невозможно сложнее всех средних, популярных ныне фильмов. Он слишком детализированный. Слишком - настоящий.
Похоже, не умеет Михалков по-другому!.. Но ладно, что ж, переживём. Есть масса других режиссёров, способных снимать сладковато-приторное фантазийное кино.
Михалков - другой.
За что ему честь и хвала. За всё его кино, вообще-то. Но сейчас - за «Цитадель».

se sentir, art, cinema

Previous post Next post
Up