Свидница, Польша. Церковь Мира.
История Церкви Мира в Свиднице удивительна и даже в некотором роде невероятна. Она началась в 1648 году, после окончания Тридцатилетней войны - грандиозной религиозной бойни между протестантами и католиками, уничтожившей значительную часть население Центральной Европы. Итогом Тридцатилетней войны , самой продолжительной войны в истории Европы, кроме горы трупов, стало подписание между коалицией протестанстских государств, с одной стороны, и императором Священной Римской империи Фердинандом III Габсбургом - с другой , Вестфальского мирного договора, заложившего основы веротерпимости. Этот договор и давление протестантской Швеции вынудили императора Фердинанда, католика по вероисповеданию, дать согласие на строительство на территории подконтрольной ему Нижней Силезии трёх протестантских храмов : в Свиднице, Яворе и Глагове, которые по этому случаю получили название "Храмы Мира" (польск. Kościoły Pokoju, нем. Friedenskirche).
Согласие император Фердинанд дать-то дал , но выдвинул ряд совершенно офигительных условий. Перечень этих условий по эмоциональному накалу и градусу ненависти напоминает то ли песню, то ли поэму в прозе... И , само собой, практически полностью исключает возможность возведения чего-то мало-мальски ценного , долговечного и могущего конкурировать с католическими храмами. Итак:
- церкви должны быть построены в течение одного года ( не больше)
- при строительстве можно использовать только недолговечные материалы: дерево, глину, песок, солому; камни и кирпич использовать нельзя
- церкви должны быть построены за чертой города; но на расстоянии не дальше пушечного выстрела от города ( как я понимаю, чтобы в случае чего не возникало проблем с уничтожением)
- церкви не должны иметь башен, колоколов и не должны внешне походить на религиозные сооружения
- церкви должны быть построены только на деньги протестантов
- при церквях не должны быть приходских школ
В общем, мачеха из небезызвестной "Золушки", выдвинувшая падчерице ряд условий, после выполнения которых она cможет поехать на бал, выглядит на этом фоне просто милой, добродушной тёткой )))
И тем не менее случилось маленькое чудо: 23 августа 1656 года было начато строительство, а уже 24 июня 1657 года в Церкви Мира в Свиднице было совершено первое богослужение. Менее чем за год в Свиднице была построена самая большая в Европе деревянная церковь, которая к сегодняшнему дню простояла без малого 400 лет. И добавлю - одна из самых красивых деревянных церквей Европы.
Церковь мира в Свиднице внешне представляет собой типичный фахферковый дом.
Церковь мира - главная достопримечательность Свидницы
Фахверковая конструкция (или как её иногда называют технология "прусской стены") была выбрана строителями храма как единственная, обеспечивающая прочность объекта при непрочности применяемых строительных материалов.
.
Кстати, строители не применули воспользоваться отсутствием (по-видимому, по недосмотру) в перечне условий ограничений , касающихся размеров церквей. Под общий шумок были построены самые большие деревянные церкви в Европе : сначала, в 1654 г. -1655 г., Церковь Мира в Яворе , речь о которой пойдёт позже , а потом - и в Свиднице .
Площадь Церкви Мира в Свиднице - 1180 м2 , 44 м х 30,5 м. Вместимость - 7500 человек.
Если внешний вид храма вынужденно скромен, то войдя в церковь, невольно замираешь то ли от изумления, то ли от восхищения - так красивы его внутренние интерьеры
Свидница, самая большая деревянная церковь Европы - церковь Мира
Внутреннее убранство Церкви Мира в Свиднице совершенно нетипично для протестантских церквей. Никакого эстетического минимализма и аскетизма - сплошное шикарное и многоцветное барокко.
Возможно, это объясняется тем, что строители Церквей Мира пытались взять реванш за навязанную "простоту" внешнего облика, и несмотря на то, что были связаны по рукам и ногам, делали всё возможное, чтобы их детище превзошло по красоте церкви их конфессиональных оппонентов - католические храмы.
Нетипичное для протестантской церкви роскошное внутреннее убранство Церкви Мира в Свиднице
Позволив себе некоторую бестактность, сфотографировали немецких туристов. Уж очень выразительно они засмотрелись на красоты внутреннего убранства церкви... Оно и понятно ... Территория Свидницы отошла к Польше только в 1945 году, а до этого - вполне фатерленд. Да и строили церковь преимущественно немецкие протестанты.
На почётных местах в церкви - портреты жертвователей и видных членов общины . Собрать деньги на строительство церкви в разорённых войной землях было делом непростым. Так что люди, внёсшие пожертвования, пользовались искренней любовью и уважением, и их имена бережно хранятся до сих пор... Иногда жертвовали (или завещали после смерти) целые состояния.
Свидница, Церковь Мира, портреты известных членов местной протестантской общины
Ложа князей Хохбергов - видных членов протестантской общины Свидницы и одних из самых щедрых дарителей.
Герб князей Хохбергов в Свиднице (резьба по дереву)
Каждый сантиметр внутри церкви украшен искусной росписью и резьбой по дереву. Много позолоты и лепнины.
А потолок! В Церкви Мира в Свиднице совершенно потрясающий потолок, который можно рассматривать долго и с удовольствием.
*Авторами потолочных росписей Церкви Мира в Свиднице являются свидницкие живописцы Христиан Зюссенбах и Христиан Колитшский. Их трехлетний труд был завершен в 1696 году. Тематика росписей была взята из последней книги Священного Писания, из Откровения св. Иоанна. Исключение составляет самая большая, центральная композиция, представляющая Пресвятую Троицу*
Правда, мне кажется, что эти знания нужны очень узкой прослойке посетителей, а для большинства важно, скорее, общее впечатление.
Фото развёртки потолка церкви Мира в Свиднице (из польской ВИКИ)
Святая троица
А вот, кажется, и Страшный суд.
А вот ангелочки на потолке прямо-таки неотразимы. Все разные, и каждый занят чем-то своим . Никакой приторной статики - все живут своей активной ангельской жизнью. Кто на скрипке играет, кто на трубе, кто на лютне.
Кто воду набирает.
Кто звезду несёт.
***
Считается, что наибольшую художественную ценность в Церкви Мира в Свиднице представляют алтарь и амвон, также установленные на частные пожертвования.
*Алтарь был построен в 1730 году в мастерской Готтфрида Августа Хофмана на средства (1500 талеров), которые гончар Пётр Паулиандер, швед по происхождению, завещал храму .*
Кстати, иногда появляются сомнения, стоит ли перегружать текст фамилиями лиц, известных очень узкому кругу. Но кмк, сама история создания Церквей Мира вопиит о необходимости противостоять тому, чтобы имена людей, совершивших достойные поступки, канули в лету и невольно были преданы забвению.
Свидница Церковь Мира , деревянный алтарь 1730 года (фото из сети)
Венчает алтарь книга за семью печатями, на которой стоит Агнец с хоругвью.
Внизу - Тайная Вечеря. Даже не верится, что это резьба по дереву.
Амвон тоже очень красив. Правда мне, выросшей в условиях господства научного коммунизма и атеизма, пришлось гуглить, чтобы узнать, что амвон - это возвышение, с которого читаются проповеди. Думаю, минимум половина посетителей в таком же положении ))
Амвон был воздвигнут на пожертвования Конрада Ридигера. Выполнил этот заказ в 1729 году тот же мастер, который построил алтарь.
* Над входными дверями амвона помещена скульптура Иисуса Христа . Ограждение лестницы украшено рельефными изображениями, представляющими Сошествие Святого Духа, Голгофу и рай. Внешнюю часть амвона украшают скульптурные изображения Веры, Надежды и Любви.*
Венчает амвон фигура ангела, возвещающего трубным гласом пришествие Страшного суда.
В баптистерии церкви находится интересная купель 1661 года. Верхнюю часть венчает скульптурная группа изображающая Крещение Господне, а на нижней ... ну да ... ну да ... как можно догадаться, находятся гербы жертвователей, давших на неё средства.
В церкви есть свой орган, и при первом посещении, в 2010 году мы попали на органный концерт . Зал, кстати, был полон... В следующий приезд - не получилось.
* Орган, украшенный богатым барочным декором, водруженный на плечах двух атлантов был построен в церкви Мира в Свиднице в 1666-1669 гг. фирмой Готтфрида Клоса из Бжега. В 1776- 1784 гг. мастером Зайтзусом из Зомбковиц была произведена существенная перестройка инструмента. Инструмент украсили движущиеся механические фигуры ангелов, а с игрой органа был скоординирован звон колоколов. Из-за частых поломок сложного инструмента большой орган редко использовался, и в 1695 году Зигмундт Эберсбах пожертвовал храму орган меньших размеров, который установили на самом верху над алтарём.*
Ангельский оркестрик Свидницы.
В храме регулярно проходят концерты органной и камерной музыки, а с 2000 года церковь Мира в Свиднице принимает ежегодный Международный фестиваль музыки Баха (проходит в июле). Великолепно выполненную рекламу этого фестиваля ( с уже хорошо нам знакомыми деятельными ангелочками) мы случайно обнаружили на одной из улиц Свидницы.
Афиша концерта органной музыки в Церкви Мира Свидницы
Нынешняя известность Церкви Мира в Свиднице совершенно несопоставима с тем , чего она реально заслуживает. Хотя, казалось бы, предпринимались серьёзные попытки пиара популяризации... Так, в 1989 году в Церкви Мира в Свиднице прошла встреча премьер-министра Польши Тадеуша Мазовецкого и канцлера Германии Гельмута Коля, которые совместно молились здесь за мир. С тех пор эта церковь считается символом польско-немецкого примирения... А в 2001 году церковь мира в Свиднице была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но и этого оказалось недостаточно. По-видимому , дело в том, что поляки всё-таки католики, а церковь протестантская...
***
Кстати, ресторанчик, расположившийся в старой стене, окружающей Церковь Мира (практически на территории комплекса), для своего интерьера, ничтоже сумняшеся, заимствует у церкви дизайнерские идеи.
Свидница, вход на территорию комплекса Церковь Мира (и в ресторанчик)
У ангелочков из ресторана с ангелочками из церкви оказалось немало общих черт ))
Ну, и радуют милые маркетинговые мелочи: вместо будничного "осторожно, низкие потолки" изящное - "осторожно, ангелы летают низко"))
Кафе, расположенное в стене, окружающей комплекс Церковь Мира в Свиднице
На этой фотографии ресторанчик ещё именуется " Baroc cafe", но через несколько лет он пойдёт ещё дальше в деле укрепления ассоциативных связей со знаменитой церковью и переименуется в " Седьмое небо" ))
Продолжение
https://allisa-lisa.livejournal.com/7658.html