Начало
https://allisa-lisa.livejournal.com/14263.htmlhttps://allisa-lisa.livejournal.com/18413.html?newpost Церковь Чистилища (Chiesa del Purgatorio) стоит в самом начале via Ridola как живописное напоминание о memento mori. Царящая на одном из главных променадов Матеры атмосфера легкомысленного веселья эффектно оттеняет мрачный церковный декор.
Церковь строилась как место, где люди могли молиться за души умерших, застрявших в подвешенном состоянии в чистилище, между раем и адом.
Строительство велось (1725 - 1747 гг.) на деньги Братства Чистилища, от которого церковь и получила своё название. Как можно догадаться по названию, черепа, кости и скелеты представлены здесь в широком ассортимете.
Над дверью церкви расположены два скелета, один с косой, другой - с песочными часами.
Дверь тоже вся в черепах, среди которых неожиданно обнаруживается очевидное социальное неравенство. Черепа знати в коронах и находятся повыше, черепа простолюдинов - внизу и без корон.
Это несколько удивляет, поскольку даже самые забубённые атеисты легко вспомнят, что вроде перед Богом было обещано всеобщее равенство. Ну, или, по крайней мере, Божий суд должен проходить по другим законам, нежели суд земной .
А вот интерьер церкви вовсе не так мрачен, как внешнее оформление, а напротив - красив, "богат" и местами даже несколько жизнерадостен.
Фото из сети.
Если после церкви Чистилища свернуть направо на улицу Св. Франциска - то совсем рядом, где-то метров через сто, в глубине небольшой одноимённой площади обнаруживается ещё одна (тоже одноимённая )) красивая церковь - Церковь Святого Франциска Ассизского.
Она была построена на подземной церкви Святых Петра и Павла, крипту которой, по-прежнему, можно посетить через люк (надо спрашивать) и посмотреть там фреску, датированную 1093 годом. Церковь неоднократно перестраивалась и свой красивый барочный фасад в том виде, в котором мы видим его сейчас, получила только в 17 веке.
В 1218 году здесь нашёл приют святой Франциск Ассизский - по этому поводу церковь, улица и площадь и получили его имя.
А вот с интерьером как-то не заладилось.
В 2019 году на площади перед церковью была установлена скульптура Сальвадора Дали "сюрреалистическое фортепиано". У фортепиано вместо ножек - танцующие женские ноги, а на крышке - тянущаяся к небу то ли муза, то ли балерина.
В тот год Матера была избрана культурной столицей Европы, и её, не скупясь, украшали, в том числе и скульптурами знаменитого сюрреалиста .
Замысел у организаторов был самый достойный : заставить задуматься, что более сюрреалистично - работы Дали или сама Матера.
Фото из сети.
И ещё одна замечательная, очень древняя церковь Матеры - церковь Иоанна Крестителя (Chiesa San Giovanni Battista), построенная в 1230 году . Это первая наземная - а не надстроенная над более древней подземной - церковь Матеры.
Сейчас итерьер церкви сугубо средневековый - аскетичный, мрачный и торжественный. За это нужно благодарить аббата Марчелло Морелли, в 1926 году приказавшего удалить всю отделку восемнадцатого века, скрывающую первоначальный облик. Так что теперь всё аутентично.
Статуя Иоанна Крестителя.
Церковь открыта допоздна и красиво подсвечена.
Зрители, пришедшие на концерт, расположились почти у самого входа в церковь.
В один из вечеров на площади перед церковью застали концерт .
В церкви тоже был свой концертик - то ли конкурирующий, то ли в поддержку.
Это одна из самых дружелюбных по отношению к посетителям церквей, и у неё много почитателей - всем нравится "подлинность" и дружелюбие.
***
На этом список топовых церквей Матеры можно считать полным. С оговорками, конечно. Много достойных объектов ещё не введены, если так можна выразиться, в туристический оборот. В первую очередь, это Murgia Materana - археологический парк скальных церквей Матеры. Там находится около 150 церквей, в которых сохранились византийские росписи 8-12 веков, созданные греками, бежавшими из Византии. Место очень интересное, но путь туда непрост и замысловат - по подвесному мосту (к которому надо подходить козьими тропами) через ущелье Гравина. В идеале надо бы заказывать экскурсию у сертифицированного гида, который и тропинки покажет, и скальные церкви своими ключами откроет. Мы это место оставили "на потом", которое вряд ли когда наступит о чём сейчас жалею.
Мост через ущелье Гравина. Фото из сети.
Но мы вообще достопримечательности Матеры рассматривали в расслабленном режиме, не напрягаясь, поскольку планировали сюда ещё не раз вернуться. Матера находится совсем рядом с Бари, где мы обычно садились на паром в Грецию, переходя к пляжной части своего автопутешествия по Европе. В качестве места ночёвки перед посадкой на паром Матера была выше всяких похвал. Но хочешь рассмешить Бога - далее по тексту . В итоге, мы много чего не успели посмотреть в Матере за несколько посещений.
***
В Матере есть несколько интересных музеев скального быта. Говорят, некоторые предприимчивые владельцы сасси вовремя сориентировались и превратили свой приют убогого чухонца свои пещерные дома в музеи. Теперь там за денежку можно узнать, как здесь жилось до Большого переселения. Аудиогиды на разных языках расказывают, какая невероятная бедность здесь была, как в одном помещении без вентиляции, канализации и электричества жили и люди, и животные.
Даже установлены полноразмерные макеты животных в тех местах, где они предположительно располагались - не у входа, а в глубине пещеры, чтобы не украли. В некоторых источниках даже утверждается, что при детской смертности в 50% о гибели животных переживали сильнее.
Карл Леви ( тот самый ) даже запечатлел "этот горький катаклизм " эти ужасные обстоятельства в своей живописи. Картина хранится в Национальный музей средневекового и современного искусства Матеры.
Доступ к цистерне с водой.
Канализация системы "ночной горшок - близлежащее ущелье Гравина".
А это знаменитый хлеб Матеры. Выпекался в общей пекарне города. Хозяйки для идентификации ставили на своё тесто что-то вроде оттиска . Буханки были огромными - 5-6 кг. Хлеб получался очень вкусным, не черствел 7 дней и являлся одним из основных блюд на завтрак, обед и ужин...
А мне почему-то казалось, что тема "хлеб - всему голова" - наш эксклюзив.
Музеи довольно популярны у туристов. Плата около 4-х евро.
***
Ну, и улочки Старого города Матеры - сами по себе достопримечательность. Ориентироваться в них тяжело, но гулять приятно.
В Матере ещё остались целые кварталы заброшенных сасси.
Но строительные работы ведутся довольно активно, и улицы Матеры постепеннно приобретают ухоженность и даже некоторый лоск.
Piazza Vittorio Veneto - главная площадь Матеры.
Под площадью находится гигантская цистерна для воды - заменитая Паломбаро Лунго. "Крыша" в некоторых местах провалилась. Пока эти места огородили, а в будущем планируется накрыть их прозрачным куполом. Отсюда, с площади и начинаются экскурсии в цистерну.
Цистерна Паломбаро Лунго. Фото из сети.
Космический слон" Сальвадора Дали был установлен на Piazza Vittorio Veneto всё в том же, знаменательном для Матеры 2019 году.
Piazza Vittorio Veneto . Фото из сети.
Церковь 13 века Сан Доменико (Chiesa e Convento di San Domenico). Расписания нет, открытой не застали.
Piazza Vittorio Veneto .
Фонтан Фердинанда, восстановленный в 1832 году королем Бурбоном Фердинандо II.
Piazza Vittorio Veneto . .
Церковь Mater Domini. Построена в 1680 году для ордена Мальтийских рыцарей. Открыта редко, расписания нет. Зато рядом находится одна из самых красивых смотровых площадок Матеры - "Бельведер Луиджи Герриккьо".
Piazza Vittorio Veneto.
Palazzo del Sedile, построенный в 1540 году на одноимённой площади.
Фасад здания очень колоритный. В нишах, по обеим сторонам большой арки расположены статуи, олицетворяющие основные добродетели хорошего правительства: Справедливость, Мужество, Благоразумие и Умеренность. Наверху - скульптуры святых покровителей города: Св. Евстафия и Мадонны делла Бруна. Раньше здесь проходили заседания муниципалитета - а с 1944 года располагается консерватория.
Сасси Барисано.
Сасси Барисано.
Дворец Ланфранки 17 века. Сейчас здесь Национальный музей средневекового и современного искусства, где хранятся в том числе и картины Карло Леви, сыгравшего неоценимую роль в судьбе Матеры.
Небольшая симпатичная церковь Сан Бьяджо. Построена в 1642 году, на фасаде имеет две статуи: Сант-Агата и Санта-Лючия. Отрыта один день в году - день своего святого Сан Бьяджо. Логично )
Особенно хороши улочки, подходящие к самому краю ущелья Гравина.
Ущелье Гравина.
Принято говорить о живописности ущелья. Но, кмк, выжженная земля - выжженная земля и есть.
Но сверху красиво, да.
Фото из сети.
Монастырь Святого Августина, расположенный на самом краю ущелья Гравина, издалека выглядит весьма впечатляюще и монументально . Вблизи всё попроще. Монастырь был построенн монахами ордена св. Августина в 1592 (точнее, надстроен над более древней подземной церковью). В 1734 году почти полностью разрушен землетрясением. Его быстро отстроили, но на оригинал махнули рукой. Внутри пустовато и простовато. Тем не менее, смотровая площадка рядом с монастырём одна из лучших в Матере.
Такое городское пространство грех не обыграть. Хорошо, что находятся средства и желание.
Фото из сети.
Фото из сети.
Последняя прогулка по ночной Матере.
Завтра - паром до Греции из Бари.
Вот по этим паромам я, наверное, скучаю больше всего... Удастся ли когда-нибудь повторить маршрут, кто знает ?