Невероятно, но факт, или несколько деталей из истории Нови-Сада

Aug 18, 2017 17:34

Живя в Нови Саде или просто прогуливаясь по его симпатичному центру в качестве туристов, мы редко задумываемся о том, какие истории скрывает город. Правда ли, что Лев Толстой едва не стал новисадцем, а по самой узкой из городских улиц придется проталкиваться бочком? Есть ли что-то общее у столицы Воеводины и главного града Боснии и Герцеговины? И неужели был тот день, когда Нови Саду пришлось противостоять своей соседке - Петроварадинской крепости?


Куда исчез старый Нови Сад

История Нови Сада уходит корнями в последние годы XVII столетия - тогда на противоположном Петроварадину берегу Дуная поселились первые сербские семьи. А 1 февраля 1748 года делегация граждан Шанца, состоявшая из двух немцев и нескольких сербов, выкупила у Габсбургов право именоваться свободным градом Нови Садом (Уйвидеком, Неоплантой) за 95 000 серебрянных форинтов. Так почему же в городе практически нет зданий, построенных до середины XIX века? Всему виной не увенчавшаяся успехом Венгерская революция.

В 1848 году, когда венгры, ведомые Лайошем Кошутом, пытались отстоять независимость своей страны от великой Австро-Венгерской империи, Нови Сад едва не перестал существовать. Сотни снарядов, летевших со стороны Петроварадинской крепости, уничтожали все на своем пути. Приземистые домишки с камышовыми крышами сгорали в ярком пламени. Купола церквей обрушались на землю, рассыпаясь на мелкие куски. Город охватил настоящий хаос.


Доктор Сигфрид Капер, прибывший в Нови Сад на пароходе «Альбрехт» в 1850 году, писал в своих мемуарах: «Отпустив своего провожатого, я отправился на прогулку по опустошенному городу. Нет, не на прогулку, а на жалкое ее подобие...
Если на главной улице еще можно было найти следы былой оживленности, то в удаленных от центра частях Нови Сада царила гробовая тишина. Руины двух тысяч домов напоминали бесконечное кладбище. В прежних гостиных и спальнях распустились буйным цветом сорняки да крапива, улицы поросли травой, а стены - мхом. Магазины, дома и амбары исчезли: кто-то из хозяев полег в бою, а кто-то уехал прочь, надеясь отстроить жизнь заново».

В марте 1850 года представители Нови Сада, отправившиеся с просьбой о помощи в Вену, получили займ в размере 1 300 000 форинтов серебром на восстановление дышащего на ладан града. На протяжении 1852-1853 гг были заново отстроены разрушенные дома в центре, восстановлены пути и улицы. Тогда-то старая часть Нови Сада стала такой, какой мы ее видим сейчас.

Пару слов о самых необычных новисадских улицах


До 1900 года в Нови Саде не было ни одной асфальтированной улицы. Первыми участками, до которых дошел прогресс, стали Футошка и Темеринска.

По самой узкой в Нови Саде улице, относящейся к одной из старейших, конечно, не придется идти бочком, но ее ширина составляет всего 3 шага (2,5 метра). Ладжарска (Lađarska), расположенная на Алмашке между улицами Саве Вукотича и Земляне Чуприе, была названа так еще в те далекие времена, когда здесь жили «хойоши» - лодочники, осуществлявшие перевозки из Петроварадина в Нови Сад и обратно. В свободное от работы время они промышляли контрабандой: покупая у военных табак и соль по обычным ценам, продавали их горожанам в 4-5 раз дороже.

Протяженность самой длинной и широкой новисадской улицы, Булевара Европе, составляет 7 км 68 м, а его ширина достигает 60 м. За звание самой короткой борются улицы Цара Йована Ненада и Доктора Милана Величковича длиной 31 м.

Как Лев Толстой едва не стал новисадцем


Хотя эта история, рассказанная хранителями старых новисадских хроник, звучит как байка, в архивах находятся подтверждения тому, что Лев Николаевич Толстой вполне мог стать жителем Нови Сада. В 1907 году видный адвокат, политик и славянофил Милош Крно побывал в Ясной Поляне и познакомился с писателем, в то время находившимся в мучительном душевном состоянии. Когда Толстой поделился своим желанием уехать из России и узнать как можно больше о словацкой земле и народе, Крно, известный как «Словацкий Бог», предложил приехать к нему с визитом в Нови Сад.

Вернувшись на Родину с положительным ответом на приглашение, господин адвокат построил в своем дворе на улице Шафарикова 35 (в то время Имре Фекели 31) трехкомнатный домик для почетного гостя. Один из номеров издания «Трибина», вышедший в 1960-х, утверждает, что в начале 1910 года Лев Николаевич окончательно решил провести остаток своей жизни в Нови Саде. В ночь на 28 октября он в сопровождении своего доверенного лица, врача Д.П.Маковицкого, покинул Ясную Поляну, но, к сожалению, так и не добрался до Воеводины. Подхватив по дороге воспаление легких, он слег и вскоре скончался. Семья Крно через некоторое время переселилась в Словакию, а в 1965 году русский дом, так и не увидевший своего несостоявшегося великого постояльца, был разрушен. Льва Толстого сегодня связывает с Нови Садом лишь названная в его честь улица в районе Грбавица.

Каким налогам противились жители Нови Сада


В 1925 году на одном из своих собраний Горсовет Нови Сада ввел нову пошлину - налог на пьянство. Каждый посетитель, задержавшийся в кафане после 23.00, должен был пополнить городскую казну на 1 динар, а тот, кто остался пить после полуночи - на 2 динара. Во избежание неприятностей в угостительских заведениях дежурил специальный инспектор, который вступал в дело, если гость не желал добровольно платить. В особо тяжелых случаях к делу привлекалась полиция, а злостному нарушителю через суд выносился штраф в размере 50-500 динаров. Долго налог не продержался: спустя несколько месяцев владельцы опустевших, практически обанкротившихся кафан подали властям прошение об его отмене.

Был в Нови Саде и еще один абсурдный сбор. В то время, когда по городу разносился смрад от застоявшихся болот, а воды Дуная казались темными и непрозрачными, каждый, кто отправлялся подышать свежим воздухом, автоматически становился плательщиком налога. За то, чтобы присесть на скамейку в Дунавском парке, полагалось платить 2 динара, а за отдых на лавочках у Йодной бани - 1 динар. Те же, кто был побогаче и помобильнее, оздоравливались на берегу в Каменице или на фрушкогорском Стражилово.

Откуда произошли названия некоторых районов Нови Сада


Грбавица
В 1960-х, стремясь ускорить возведение нового района, власти Нови Сада скопировали план застройки одной из частей Сараево - Грбавицы. В ее честь он и был назван.

Лиман
Название четырех любимых иностранцами районов Нови Сада, расположенных у самого Дуная, вошло в язык из турецкого, в свою очередь позаимствовавшего слово, обозначающее залив или гавань, из греческого.

Подбара
Старая часть города была построена на болотистой, изрезанной запрудами местности, что и послужило причиной возникновения одного из ее названий (Подбара - земля у болота). Второе имя района, Алмашки край, его жители привезли с собой при миграции в Петроварадински Шамац из села Алмаш, располагавшегося между нынешними Темерином, Надалем, Сиригом и Србобраном.

Ротквария
Первое из названий одного из старейших районов Нового Сада связано с тем, чем зарабатывали на жизнь его жители. Пока часть обитателей окраины, переселившихся с Подбары и Салайки, отбывала воинскую повинность на границе, другая промышляла сельским хозяйством. Старики и старушки, молодухи и ребятня - все обрабатывали огромные участки, засеивая их ротквой и ротквицей (или, по-нашему, редькой и редиской). Весь собранный урожай отправлялся на торговых ладьях прямиком на рынки Вены и Будапешта. Обитатели Роткварии одними из первых в Европе начали выращивать и еще одну популярную нынче культуру - баклажаны. В 1930-х годах Ротквария приобрела свое второе, наиболее распространенное название. На месте, где прежде находилось кладбище, образовался новый зерновой рынок - Житни Трг. Теперь здесь находится Новисадский филиал Республиканского фонда пенсионного и инвалидного страхования. А весь район, превратившийся из городской окраины в один из наиболее престижных и дорогих частей Нови Сада, стало принято называть «Социално».

Салайка
Хотя давная конкуренция и взаимная нелюбовь подбарцев и салайчан уже почти забыта, среди старых новисадцев и поныне бытует шутка: «Для жителя Подбары нет ничего хуже, чем узнать, что его сын женится на жительнице Салайки и переезжает жить к ней». А сама Салайка была названа по некогда существовавшей венгерской жупании Зала (Сала), откуда в этот район Нови Сада перебралась большая часть жителей.

Специально для http://jugoslovo.com/

Нови Сад, интересное, история

Previous post Next post
Up