Дворец семьи Бисинген-Нипенберг во Влайковце

Nov 17, 2016 18:03

Косая деревянная дверь тоскливо поскрипывает хлипкими створками. Жидкие, будто космы старухи, мазки известки едва доходят до ее середины - рука неведомого мастера опустилась, так и не закончив бессмысленную починку.

Стенаниям двери вторит, слегка похрустывая, старая прохудившаяся крыша. Откуда-то издалека, от железного пика чудом сохранившейся центральной башни, доносится резкий, бьющий по нервам хлопот крыльев. К оркестру печальных звуков примыкают треск осыпающихся стен и журчание крошечного ручейка, скрытого за широкими стволами могучих сорняков.

Перед вами не съемочная площадка очередного ремейка Альфреда Хичкока. Эта печальная картина демонстрирует, как близка кончина дворца семьи Бисинген-Нипенберг - культурного наследия государственного значения.



История прекрасного дворца, построенного по образу и подобию загородных имений польских аристократов, началась в 1859 году. Его первый хозяин, граф Георг Мочоньи, владел особняком чуть меньше 30 лет. В 1888 году его наследница Георгина вышла замуж за одного из Бисинген-Нипенбергов, известных в Австро-Венгрии аристократов.






Достойное семейство вовсю занималось благоустройством своего хозяйства. Шаг за шагом они превратили Влайковац в удивительный дворцово-парковый комплекс. Чего здесь только не было! Рядом с классическим особняком, расположенном на пути из Тимишоары в Белград, был разбит живописный сад, полный редких и экзотических растений. Посреди него располагалось искусственное озеро со скульптурным фонтаном, а оттуда тянулась целая сеть водных каналов. Казалось, что оградки перекинутых через них мостиков были сотканы не из железа, а из тончайшего кружева.



А вдалеке, на другой стороне канала Дунай-Тиса-Дунай, находились семейная гробница и небольшая капелла. В комплекс также входили конюшни, помещения для работников, склады и несколько других хозяйственных объектов.



После Первой Мировой войны положение благородного семейства заметно пошатнулось. Часть его имущества была изъята в пользу государства, но дворец с разбитым при нем садом, как и некоторое количество пахотных земель осталось у Бисинген-Нипенбергов до конца Второй Мировой.



После полной национализации имущества имение Влайковац было превращено в приют для сирот. Его персонал старался как мог: он ухаживал и за детьми, потерявшими родителей в военной мясорубке, и за особняком, и за огромной придомовой территорией. Это был отнюдь не конец величия Влайковца: в то время в парке еще были и фонтан, и мостики.






Настоящее падение началось в 1960-х, когда в стенах изысканного графского имения обосновалось сельскохозяйственное общество “Оглед”. Его сотрудники, простые сельские парни, сразу приступили к масштабной реконструкции: особняку было суждено стать общежитием для членов кооператива. Широкие светлые залы были разрезаны на куски перегородками. Исчезли декоративные элементы фасада и изящные детали интерьера. Дорогая мебель и ценные безделушки продавались буквально за копейки.



“Я еще помню рассказы деревенских стариков о жизни в замке: о том, как дочери Бисингенов, обожавшие верховую езду, объезжали имение вместе с родителями, и о том, как устраивались балы и торжественные приемы…






Сам же я впервые попал во дворец в начале 1950-х. Перед моими глазами до сих пор стоят и дивная мозаика, украшавшая холл, и антикварная мебель, и массивные врата, отделанные роскошной резьбой. Что осталось от того величия сейчас? Разве что две случайно сохранившиеся печи, обогревавшие комнаты на втором этаже, да хрустальные пепельницы, припрятанные под полой у старых сельских баб”, - грустно вспоминает один из пожилых жителей Влайковца.






Сад, давно забывший об уходе и ласке, сократился на пять гектаров и превратился в густые джунгли из сорняков и одичавших редких растений. За ним (хотя, скорее, за малой его частью) следят лишь несколько неравнодушных влайковчан. В одном из крыльев дворца доживают свои дни старик да его старушка. Другие помещения стали складом ненужных вещей.






В 2006 году граф Франц фон Бисинген, единственный из оставшихся в живых наследников, обитающий во Франкфурте (Германия), подал запрос о возврате национализированного имущества. Но, подсчитав стоимость восстановления руин, он, не дожидаясь окончательного решения вопроса, не преминул согласиться на альтернативу.



По договору, заключенному между райадминистрацией и итальянской компанией “Vega International”, владельцем ресторана «Vega 8» в Вршаце, имение во Влайковце должно было стать элитным отелем с банкетным залом и рестораном. Да только воз, к несчастью, и ныне там. Вывезя с территории комплекса 27 грузовиков с мусором, рабочие, нанятые потенциальным покупателем, оставили старый замок умирать в одиночестве.






«Я был шокирован тем состоянием, до которого, при полном попустительстве государства, было доведено бесценное культурное наследие. Поэтому я, ни на миг не задумавшись, дал согласие на этот проект. Я считаю, что сейчас гораздо важнее спасти дворец, чем вернуть его моей семье. Впрочем, я боюсь, что замку суждено исчезнуть, не дождавшись счастливого конца», - волнуется граф фон Бисинген, так и не сумевший по приезду в Вршац связаться с собственниками “Vega International” .



Аристократ обещает: если его просьба о реституции будет удовлетворена, он возьмет на себя обязательства по поддержанию порядка в имении. А пока государство и инвесторы медлят, дворец семьи Бисинген-Нипенберг стремительно угасает…



Как найти
Дворец расположен по левую сторону автомагистрали Белград-Вршац, в 9 км от г. Вршац



замки Воеводины

Previous post Next post
Up