Судьба одного дома: особняк Светозара Петровича в Зренянине

Dec 15, 2015 15:16

Уже который день мы утопаем в противном холодном тумане. Стоит лишь выйти на улицу, как, несмотря на вполне себе плюсовую температуру, озябшие руки вмиг начинают синеть, а простывшие носы превращаются в целые реки. В такие дни я впадаю в уныние и, полностью лишившись энергии, начинаю мечтать о собственном доме. Вот, думаю, если бы внезапно у меня появилось много-премного денег, я купила бы нам старый особнячок и, усевшись с книгой у камина, слушала бы треск раскалывающихся на щепки дров, тихое поскрипывание ветхих половиц и прочие странные звуки пожилого дома, повидавшего всего на своем быту. Был бы он, наверное, похож на этот памятник культуры, расположенный на ул. Гимназийской 24 в Зренянине. Только, уж конечно, не находился бы в настолько плачевном состоянии.



Этот красивый зеленый дом был построен в 1902 году в стиле эклетики, то бишь смешения различных стилей, на пересечении улиц Гимназийской и Светозара Марковича известным адвокатом и политиком, главой радикалов Великого Бечкерека (он же Петровград, он же Зренянин) Светозаром Петровичем. Сей гражданин принимал активное участие в жизни города: был членом горсовета, председателем Сербской православной церковной общины и близким товарищем Яше Томича - основателя сербской радикальной партии и редактора газеты "Застава".



В 1921 году здание, о котором идет речь, было выкуплено Страховым Обществом "Югославия". Эта организация, являвшаяся первой на территории бывшей Югославии страховой компанией с домашним капиталом, была создана в 1913 году в Белграде. Согласно объявлению, вышедшему в ежегоднике "Vardar" в 1914 году, ее уставной фонд составлял 1.200.000 динар золотом.



Застраховать свою жизнь в "Югославии" считалось весьма престижным делом и свидетельством хорошего экономического потенциала вкладчика. Услугами общества, обросшего в период между двумя Мировыми войнами целой сетью филиалов, включая офисы в Загребе, Осиеке, Сараево, Новом Саде и Великом Бечкереке, пользовались и известные предприниматели, и знаковые политики.



Но после Второй Мировой войны судьба уже не была так благосклонна к бизнесу, зарабатывающему деньги, по сути, на пустом месте. Начиная с 1944 года Антифашистское вече народного освобождения Югославии приняло целый ряд законов и постановлений, согласно которым полномочия частных страховых обществ были значительно сокращены, а имущество, находившееся в собственности отсутствующих лиц или насильственно изъятое оккупационными сластями, переходило под контроль государства. Так, в 1946 году было закрыто, например, подразделение "Югославии" в Загребе. Наш же дом в Зренянине был изъят и национализирован.



С тех пор о былом величии не могло быть и речи. В 1970 году особняк был передан в собственность государственного учреждения здравоохранения "Бошко Вребалов". Он, конечно, сохранил подобие своего первоначального вида, но из-за отсутствия финансирования и надлежащего ухода выглядит просто пугающе.



Бывший богатый дом зияет пустыми глазницами разбитых окон. С нижней половины некогда роскошного фасада, пресыщенного сыростью да влагой, отпала почти вся штукатурка. Покосились ступени заброшенного крыльца, когда-то истоптанного тысячами неугомонных ног.



Исчезли, рассыпавшись в труху, части пилястра и углового фронтона, еще недавно щеголявшего стилизованной аббревиатурой "JO" ("Югославия") на надоконном медальоне. Лишь протекающая крыша с растрощенной черепицей была таки малость подлатана, дабы замедлить стремительное угасание дома.



Найдет ли старый особняк своего Хозяина и почувствует ли вновь тепло, заботу и ласку?



Или, подобно сотням других, он больше не загорится огнями ярких люстр и разлетится на части, разбросав по округе кирпичики своих никому не нужных воспоминаний? Как ни грустно это признавать, второй вариант кажется куда вероятнее.



Ведь, что ни говори, отношение Сербии к местам, имеющим историческую и архитектурную ценность, отнюдь не соответствует статусу "Земли обетованной". Старые дома, подобные герою нашего сегодняшнего романа, где-нибудь в Чехии или Австрии уже давно превратились бы в туристические достопримечательности или были бы проданы за бешеные деньги под обязательство быть приведенными в порядок в соответствии с их первоначальным видом. Тут же они пустуют, приходят в упадок, а то и вовсе сносятся, освобождая пространство для унылых многоэтажек.



история, путешествия по Воеводине

Previous post Next post
Up