Когда добро не побеждает зло

Nov 11, 2015 12:16

В американском кинематографе очень популярен сюжет о борьбе простых людей с корпорациями, загрязняющими окружающую среду. Бедные селяне, оказавшиеся в зоне опасного влияния, болеют и умирают от рака. Реки, расположенные на проклятой земле, становятся ядовитыми, да и сама почва, прежде выступавшая в роли кормилицы, превращается в злейшего врага. Негодяи торжествуют, деньги властвуют над миром, пока на горизонте не появляется целеустремленный и беспрецедентно честный адвокат, верящий в справедливость и совершенно уверенный, что добро побеждает зло. Он подает коллективный иск от лица пострадавших и отсуживает миллионные компенсации. Больные выздоравливают, мир становится чище и добрее, а злобной корпорации грозит неминуемое банкротство.

Но жизнь - не голливудский блокбастер, и потому не всегда заканчивается хэппи-эндом. Случаются в ней и такие грустные, обойденные вниманием прессы истории.



В 1986 году в крошечном городке Бачка Топола, расположенном недалеко от Суботицы и насчитывающем всего 13 000 жителей, была открыта фабрика "Žibel". В то время она считалась одним из наиболее современных заводов по переработке и утилизации животных отходов в Европе и имела производственные мощности для их распределения в зависимости от вида. Да и сегодня, после реорганизации этой отрасли в соответствии с правилами Евросоюза, "Žibel" остается крупнейшей подобной индустрией в Сербии. Используя довольно сложный технологический процесс, фабрика преобразовывает отходы, полученные от здоровых животных, в порошок, используемый для производства белков, минеральных удобрений и кормов. Главными потребителями ее продукции являются индустрии, выпускающие корма для животноводства, лакомства для домашних любимцев, а также производители желатина и мыла. Продукты, выходящие с конвейером перерабатывающего завода, проходят строжайший контроль. Ведь 90% всего объема произведенной продукции реализуется корпорациям "Mars" и "Nestle".



Казалось бы, живи себе и радуйся, что рядом существует успешное и процветающее предприятие, предоставляющее приличное количество рабочих мест и не дающее умереть от холода да голода. Но, к сожалению, у полезной активности "Žibel" есть и обратная сторона медали. Побочным эффектом заводской жизнедеятельности являются отвратительный смрад да загрязнение речушки Крива, протекающей через город. В дни, когда ветер от фабрики дует в сторону Бачки Тополы, жить здесь становится категорически невозможно.



Обитатели города, как водится, долго терпели да долго молчали, пока, наконец, не нашелся Человек, решивший - с меня довольно. Сперва Драган Печурица, учитель на пенсии и по совместительству отец моего бухгалтера Мирьяны, обратился в прессу и к градоначальнику, прося провести проверку и обязать перерабатывающий комбинат соблюдать природоохранное законодательство. Но концерн оказался непрост. Проведенная инспекция зафиксировала, что технологические линии и процессы были модернизированы, и теперь неприятный запах концентрируется и нейтрализуется внутри, не покидая производственные площади. Стоимость "переформатирования" завода, если верить его директора Милану Загорацу, составила более 2 млн евро. Да только воз, к сожалению, и ныне там. В ветреные дни Бачку Тополу окутывает облако непереносимого смрада.



"Если вам до сих пор воняет, виноваты не мы. Предъявляйте свои претензии к нашим соседям - "Perutnina" и "Industrija mesa Topola", - уверяет товарищ руководитель. Таким ответом и пресса, и городские чины были удовлетворены. Лишь неугомонный господин Печурица не смог отказаться от праведной борьбы. Он собирал митинги и устраивал манифестации, обращался к медиа и стучался в двери власть имущих. В фильме такая деятельность наверняка спасла бы город. Но в реальной жизни она лишь принесла активисту "приятную награду". Согласно решению суда он был признан виновным в препятствовании законной деятельности перерабатывающего комбината. Помимо штрафа за срыв одного из контрактов предприятия и упущенной в связи с этим выгоды, Драгану надлежит оплатить все судебные издержки. Размер наказания, составляющий ни много ни мало 150 000 динаров, то бишь почти 1500 евро, просто неподъемен для простого учителя.



Впрочем, активист расстроен, но не опускает руки. "Люди могут жить без всего, кроме чести и уважения", - заявляет он, планируя очередную акцию протеста.

о грустном, люди

Previous post Next post
Up