Неделю назад, пока я читал лекции в Урюпинске, президент Медведев в очередной раз высказался о преподавании истории в школе. Все, кто мог и хотел, откомментировали уже тогда, но для памяти надо это сюда запостить.
Итак,
вот пассаж целиком:
"Вот очередной перл мне сейчас передали присутствующие здесь старшие товарищи, это тематические тренировочные задания по истории России к Единому государственному экзамену, изданные в Москве в 2006 году. Я не знаю, если на основе таких вопросов ЕГЭ сдаётся, то это печально. Вопросы просто удивительные, зачитываю некоторые из них: «Какие изменения произошли в Красной Армии в ходе войны?» - «Были введены погоны; была введена должность полкового священника; была создана специальная служба для выкупа пленных у противника». На кого это рассчитано? «Что является следствием коренного перелома в ходе войны?» - «Выход Японии из войны; переход стратегической инициативы к Красной Армии; распад антигитлеровской коалиции»; последнее - «Расстрел всех немецких солдат, находящихся в советском плену». Что это?! Чудовищно просто! Если мы дальше будем по таким учебникам и по таким тестам готовить наших школьников, вы представляете, какие у них знания будут о периоде Великой Отечественной войны? В таких вопросах, к сожалению, проявляется не только неуважение к нашей истории, но, если хотите, известная доля провокации. Я хотел бы, чтобы Вы ещё раз, Андрей Александрович [Фурсенко], вернулись к такого рода тестам и чтобы компетентная группа специалистов самым внимательным образом их проанализировала. Нельзя сдавать экзамены по таким материалам!"
На что можно обратить внимание?
1. Снова на высшем уровне обсуждается тема учебников истории. Надо бы посчитать - в публичных выступлениях двух последних президентов тема учебников истории - одна из самых повторяющихся, и точно лидирует среди тем образования.
2. "Перл" Медведеву передали "старшие товарищи", и он был издан в 2006 году, т.е. 2,5-3 года назад. Тогда ЕГЭ по истории еще не был обязательным, был в стадии эксперимента. Не то, чтобы я его защищал, но сегодня в нем вопросы другие. С другой стороны, тестовая форма подталкивает к чему-то подобному. Историческая действительность такова, что жалоб на то, что на один вопрос предложено несколько верных ответов, не будет только тогда, когда альтернативы будут очевидно контрастными, такими, которых не было и быть не могло. В этом смысле цитированный тест как раз сомнений не вызывает (хотя сама необходимость экзаменовать по предмету с помощью тестов не доказана; это же не проверка логики мышления как тест на IQ или натаскивание на стандартную ситуацию, как в ГИБДД).
3. Кого Медведев имел в виду под "компетентной группой специалистов"??? Имена в студию!