Аламо, Дейви Крокетт и непрошенные аналогии

Nov 24, 2014 13:48

Я обещал написать подробнее про форт Аламо и про его героев.



Тут надо немного предыстории (как помню, - могу ошибиться в чем-то). После обретения независимости от Испании эта территория стала частью Мексики. Правда, население (испано-американское) тут было довольно редким, и уже с 1820-х годов Техас и Бехар стал активно заселяться переселенцами из США. Они формально давали обязательство уважать мексиканские законы (и даже принять католичество), но на деле в основном устанавливали собственный порядок (включая суд присяжных вместо испано-мексиканского «королевского суда»).Мексиканское руководство смотрело на это сквозь пальцы, но в середине 1830-х президент Антонио Лопес де Санта Ана (одна из самых драматических фигур в мексиканской истории, по-моему) решил заставить техасцев выполнять мексиканские законы. Техасцы восстали. На помощь к жителям Техаса устремились американцы (в основном жители южных штатов), вступая в добровольческие группы, воюющие против мексиканской армии. Среди них был, например, легендарный Дейви Крокетт (в США не было былинных героев вроде Ильи Муромца, но Крокетт заменял их в значительной степени; поищите рассказы про то, например, как он помогал солнцу взойти).

Наиболее трагические события войны Техаса с Мексикой развернулись в форте Аламо в марте 1836 года. Окруженная здесь группа американских техасцев была полностью уничтожена превосходящими силами мексиканцев; погиб здесь и Дейви Крокетт. После этого «Помни Аламо!» стало боевым кличем техасцев (а спустя десятилетие - и войны США с Мексикой).


Мексике не удалось удержать Техас; ее армия была хуже вооружена, а ряды техасцев постоянно пополнялись добровольцами из Соединенных Штатов. Тем не менее, когда война утихла, Сенат США отказался принимать Техас в состав союза, - северяне опасались, что такой шаг изменит внутриполитический баланс в пользу Юга США. Независимый Техас («Республика Одинокой Звезды») просуществовал с 1836 по 1845 год, когда президент Тайлер нашел-таки способ обойти блок, выставленный Сенатом, и Техас стал штатом решением совместного заседания двух палат конгресса.

Так вот, Аламо сегодня - это центральная часть «официального нарратива» техасской истории. В нем есть «Техасская революция» и «война Техаса за независимость», а герои Аламо положили свои жизни в борьбе за светлые идеалы этой независимости. Одна из табличек в музее Аламо проводит прямую связь: без Аламо Техас не получил бы независимость, без независимости не стал бы штатом США, без Техаса США не стали бы континентальной державой в XIX веке и не превратились бы в сверхдержаву в ХХ.

В крепости есть своя «святыня», а рядом с ней - мемориал памяти героев.



Вот он Крокетт, видите, подписан.


Ну и с другой стороны:


Понятно, что никакого альтернативного рассказа о событиях - например, с точки зрения Мексики, - в стенах форта не существует.
Дейви Крокетту приписывается фраза (многократно повторенная на сувенирной продукции): «Все могут отправляться в ад, а я отправлюсь в Техас». Почему-то из головы не уходила мысль, что нечто подобное могут приписать какому-нибудь Стрелкову, да и весь нарратив «Новороссии» при благоприятных условиях мог бы повторить техасский.



Текст (перевод наспех): "Памяти героев, отдавших свои жизни при Аламо, 6 марта 1836 года, в защиту Техаса. "Они выбрали не сдаваться и не отступать; эти отважные сердца, флаг которых гордо развевается и поныне, погибли в пламени бессмертия, а их высокая жертва привела к основанию Техаса".
В музейном комплексе Аламо есть гранитная плита, на которой иероглифами написана поэма японского автора. В 1914 году профессор географии Шигетага Шига сравнил Аламо с сюжетом из японской истории. При осаде замка Нагасино в 1575 году события, по мнению автора, развивались похожим образом.

В самом деле, нарративы героизма и патриотизма следуют одним из тем же канонам, - как в агиографии жития святых часто похожи друг на друга. Не является ли, однако, такой "параллелизм" обманчивым? Правда ли самураи 16-го века руководствовались теми же мотивами, что техасцы 19-го?

В качестве дисклеймера сразу сообщаю, что не планирую отвечать на вопрос «Почему «им» можно, а «нам» нельзя?». Главный (но не исчерпывающий) ответ, - потому что 19й век и 21й все же отличаются друг от друга.

Крокетт, Техас, Сан-Антонио, история, Америка

Previous post Next post
Up