Два с небольшим года назад я писал, что "
По логике кризиса, для завершения "главного удара" растерянные и нерешительные (читай, большая часть депутатов и вертикали) должны уступить место отмороженным ребятам "справа", которым плевать на легитимность, а решительности не занимать. То есть, перевороту в масштабе государства должен предшествовать переворот внутри властной элиты."
Ну, так или иначе, но события развиваются в похожем направлении. Ту развилку мы прошли, пронеслись и по кочкам ее последствий. Пора подумать, что будет дальше. Дальше наступит уже очень скоро, потому что понятно, что сегодняшнее состояние государства и общества совершенно нестабильно.
Обсуждают главным образом два варианта: переход режима к откровенному "тоталитаризму" с отменой даже конституционных свобод, закрытием границ, окукливанием экономики и политики, - и внутриэлитный бунт со смещением правящей группы (ну, или с заменой лично Путина).
Первый вариант кажется более реалистичным. Во-первых, он просто "инерционный", - то есть экстраполяция нынешних трендов ведет нас именно туда. Во-вторых, украинские события и участие в них россиян-"добровольцев" плохи еще и тем, что снижают для некоторой небольшой, но активной группы населения ценность человеческой жизни, причем - жизни "похожего на тебя" человека, говорящего на том же языке (это в отличие от афганской или даже чеченской войны). Такое снижение было одной из предпосылок репрессий. Вон, кстати, некоторые
публицисты уже пишут, что в преемники Путину нужен человек со взглядами Гиркина и боевым опытом.
Однако этому варианту не хватает ресурсов. Россияне в массе своей не северокорейцы. У них позади не ужасы разорения (выход из гражданской или мировой войны), а относительно спокойная жизнь при растущем материальном достатке. Кремль дико пугает перспектива массовых протестов (вон какая неадекватная реакция получилась на "марш за федерализацию Сибири"), - а страх перед "майданом", думается, должен предохранять от резких движений и сохранять альтернативные варианты для выпуска пара. Наконец, несмотря на повышение зарплат и довольствия силовикам, именно они оказались первой жертвой санкций, и именно они больше всех потеряли уже на сегодняшний день. Репрессии же должны опираться не (с)только на журналистов, сколько на силовиков; - но не факт, что им сейчас можно доверять.
Второй вариант обсуждается (особенно активно в украинской печати) многими, в его пользу говорит объективная обстановка: тот угол, в который загнали страну нынешние власти, можно покинуть с наименьшими потерями только с другим руководством. Элита пока выглядит консолидированной, но вот то
замминистра сообщит, что ему стыдно, то кремлинологи какое-то шебуршение за стеной услышат.
Тем не менее, этот вариант сомнителен именно из-за низкого качества отобранной на самый верх "элиты", как и спецслужбистского прошлого президента: уж возможности заговора он наверняка первым делом постарается ликвидировать. При этом, я думаю, внешних угроз непосредственно своей власти Путин не видит: нет дураков связываться с человеком, у которой ядерный чемоданчик в руках.
Каков же прогноз? Думаю, что в начале осени мы увидим попытку Путина полностью сменить игру. Не знаю, каким образом (вероятно, именно этими раздумьями он сейчас и занят). Возможно, он обратится к нации с каким-нибудь мегапредложением (он и к миру обратится, - но мир его сейчас плохо слушать будет) совершенно неожиданного свойства. Ну там, не знаю, - колонизировать Луну (хотя это уже Рогозин предлагал, не пойдет).
Первые камешки в сторону отвлечения внимания мы уже увидели: восстановить монастыри в Кремле - это же прямо
цитата из бородатого анекдота. Причем это должна быть именно программа действий (похоронить Ленина, например, не подходит, - это разовое событие). Только так можно отвлечь внимание от провала во внешней политике. Ну и опереться на журналистов-пропагандистов для Путина намного безопаснее, чем все больше зависеть от "ветеранов украинской кампании". (По этой же причине я не думаю, что таким мегапроектом будет восстановление всевобуча и всеобщая милитаризация. Несмотря на сегодняшние учения и сборы, мне представляется, что это все останется побочным эффектом). Эффекты от расколов общества, которыми власть увлекалась в последние два года, налицо, - думаю, будет попытка "оттолкнуться от дна" и придумать новую "объединяющую" повестку дня. Возможный элемент этого сценария - то, что осенью наше телевидение, вероятно, просто перестанет говорить об Украине.
Проблема с этим вариантом в том, что Путин сильно оттолкнул от себя тот самый "креативный класс", который мог бы придумать для него что-то стоящее. И потому его попытка, вполне вероятно, окажется смазанной.
Однако рассматривая ближайшие месяцы, я не могу сосредоточиться только на власти. Мне представляется, что осенью нас ждут не только инициативы президента, но и новые протестные акции. Напряжение в обществе, сброшенное протестами позапрошлой зимы, снова нарастает. Споры в обществе вокруг Крыма и Украины не снижают, а повышают градус, - и создают условия для протеста. При использовании полицейского пресса и угрозы судебного преследования протест будет не таким многолюдным, но более агрессивным (больше похожим на "Манежку", чем на "Болотную").
Кроме того, не удивлюсь, если мы увидим в публичном обсуждении альтернативные экономические программы, реализовать которые (хотя об этом не будут говорить прямо) будет возможно только при следующей власти.
Но в любом случае к новому 2015 году, я думаю, страна снова сильно изменится, и лето 2014 будет казаться очень старой историей, какой сегодня кажется прошедшая зима.