В ходе дискуссий вокруг "Дождя" и блокады (я про это
написал в ФБ, и повторяться не буду) вылез наружу интересный факт. Оказывается, петербургские власти проводили тендер на "
реконструкцию атмосферы блокадного Ленинграда", и только в последний момент одумались.
"В техническом задании тендера указано, что подрядчик должен будет организовать на одной из центральных улиц города историческую реконструкцию, «передающую атмосферу жизни блокадного Ленинграда, с вовлечением жителей и гостей города в действие». На площадке праздника будут работать полевые кухни. Стоимость контракта - 8 млн рублей."
Блогеры сразу заметили: "
Для яркости красок нужно будет сделать муляжи трупов и возить их на саночках. Хотя уверен, что по старой традиции всех этих "реконструкций" по центру улицы блокадного города, умирающего от голода, поставят полевую кухню с бесплатной раздачей каши".
А в Волгограде опять берут в плен фельдмаршала Паулюса. Вот, пишут, что "
организаторы сделали мероприятие посеансовым, каждый час, начиная с 10 часов утра". Сеансы. Взятия в плен. Так и говорили: "Сегодня шесть раз возьмут в плен фельдмаршала Паулюса".
Хорошо, конечно, что никого показательно не
вешают в этот раз, - но логика превращения трагедии в игру на глазах меняет патриотические мероприятия. Медведев, помнится,
предлагал изучать историю страны с помощью компьютерных игр, но наибольший вес набрали движения реконструкторов, уже практически вытеснившие ветеранов из эпицентра памятных мероприятий.
Это, кстати, пока неизученный пласт: как логика реконструкции/игры влияет на память общества; в качестве гипотезы предположу, что реконструкторам нужен от истории набор зрелищных сценариев: штурм, оборона, взятие в плен. Желательно, чтобы эти сценарии уже были готовы (и, конечно, не подвергались пересмотру). Вопросы оценки прошлого здесь не к месту.
Но, извините, как логика игры сочетается с истерикой о покушении на сакральную память?