Возвращаясь к теме

Jan 24, 2014 21:50

По поводу обсуждаемой программы "Глобальное образование", - просто повторю свой пост почти двухлетней давности (с небольшими сокращениями).

Оригинал взят у alliruk в Возвращаясь к теме
Вот к этому разговору об образовании на Западе за государственный счет.


...
Есть страны, в которых собственное образование и наука не были развиты. Скажем, Китай. Или Россия в XVIII веке. Стране, где нет собственной науки и образования, есть смысл вложить деньги в обучение собственных студентов за рубежом с тем, чтобы они потом развивали собственную науку и образование. Так, кстати, поступает сейчас Казахстан (и некоторые другие страны СНГ).

Россия в начале XXI века не является такой страной. У России к концу предыдущего века имелась своя система образования и науки. Она находилась в тяжелом положении - частично (в некоторых отраслях) из-за наследия коммунистической идеологии, частично, - из-за кризиса 1990-х, и частично - из-за недофинансирования и ошибок в реформировании 2000-х. Но "пациент еще жив".

В этих условиях решение о государственном финансировании обучения студентов за рубежом - как бы ни хорошо оно звучало для самих (умных) абитуриентов - означает лишь сокращение и без того скудного бюджета российского образования.

Если мы предположим, что эти студенты вернутся в Россию после завершения образования за рубежом, - невозможно представить, что они повлияют на российское образование:

- они должны будут институционально конкурировать с теми, кто останется в России (и значит, будет лучше готов к такой конкуренции);
- они - с гарвардским/кембриджским образованием (?) - будут вынуждены идти на должности (доцента? профессора?) с оплатой в тысячу долларов в месяц. Оно им надо будет?

Либо же - эти выпускники будут создавать параллельные отечественной системе образования институты (вроде ЕУСПб), тогда как "старые" вузы будут предоставлены "естественной смерти". В такой радикализм государства я просто не верю. А значит, возвращающиеся "кембриджцы" в образование не придут.

А это, в свою очередь, значит, что отечественное высшее образование продолжит деградировать (чуть-чуть быстрее - на ту часть бюджета, что уйдет в новую программу), а "элитные кадры" будут все более замещаться выпускниками западных вузов. Эта модель характерна для страны "третьего мира", но зачем самим ускорять этот процесс?

Если же задачей является улучшение собственной системы высшего образования, то я бы предложил направить эти деньги на стажировки в лучших вузах российских молодых преподавателей, - тех, кто уже сделал выбор в пользу работы в отечественном образовании; ну и еще - на гранты для западных студентов, желающих учиться в России и для западных преподавателей, желающих в России преподавать (не "мегагранты", которых по определению мало, и которые ориентированы на нобелевских лауреатов, а гранты среднего размера - чуть выше средней зарплаты западного доцента - на период в семестр - учебный год).

Лучшие же российские абитуриенты и сегодня имеют возможность поступить в лучшие американские, немецкие, французские университеты: там есть фонды для поддержки лучших. Не надо на это направлять бюджет.

И последнее замечание: по поводу " коррупции ректоров", в результате которой вкладывать деньги в отечественное образование бесполезно. Это радикальный взгляд, из которого следует, что лучше всего было бы весь российский бюджет отдать на исполнение за рубеж. Чтобы не только учили, но и лечили, охраняли, управляли страной какие-нибудь иностранцы. Может, конечно, и так. Но так не бывает. Надо самим как-то вылазить из этой ситуации.
И добавлю уже цитат из 2014 года:

"Представители АСИ особо отметили, что программа не рассчитана на обучение исключительно детей чиновников".
Особо было отмечено, что «Глобальное образование» не должно стать альтернативой для получения российского образования. «Программа должна, наоборот, подготовить кадры для российского образования», - добавил Песков.
...Но стоит помнить, что бразильское образование хуже российского.
"

образование

Previous post Next post
Up