Российско-американские сюжеты

Jan 12, 2014 02:28

Советская архитектура и американские небоскребы

В сентябре 1934 года группа советских архитекторов прибыла в гавань Нью-Йорка. Будущий главный архитектор Дворца Советов Борис Иофан писал позднее в альманахе "Академия архитектуры" (здесь и далее - обратный пер.с английского, извините - а.): "Первое впечатление, производимое небоскребами при приближении к Нью-Йорку на пароходе, поистине незабываемо. Их необъятные размеры просто ошеломляют. Фантастическая горная гряда с пиками геометрической формы поднимается из воды. Трудно поверить, что эта гряда создана человеческими руками".



Борис Иофан



Нью-Йорк в 1934 году. Таким его увидели советские архитекторы



Вид на нижний Манхэттен с Ист ривер в середине 1930-х



Вид на нижний Манхэттен с Гавернорс айленда в середине 1930-хЕго спутник, автор здания Библиотеки им.Ленина и "соавтор" проекта Дворца Советов Владимир Щуко, в апреле 1935 года опубликовал статью в газете "Правда", в которой делился чувствами, которые у него вызвала поездка на скоростном лифте, "одном из настоящих чудес современной американской техники", на смотровую площадку Рокфеллеровского центра и панорамой, открывающейся оттуда ночью: "лифты с головокружительной скоростью поднимают вас на самый верхний этаж в замечательный ресторан и кафе, откуда вы можете выйти прямо на крышу небоскреба. Там есть цветы, скамейки и кресла для отдыха, и с высоты 400 метров можно насладиться удивительным видом гигантского города. Зрелище особенно эффектно ночью, когда город загорается разноцветными огнями".


Владимир Щуко



Ночной вид со смотровой площадки Рокфеллеровского центра в середине 1930-х гг. (Вид на Эмпайр Стейт Билдинг)Журнал "Архитектура СССР" в середине 1930-х опубликовал несколько статей об американских небоскребах. Статья историка архитектуры Давида Аркина "Заметки об американской архитектуре" сопровождалась фотографиями Рокфеллеровского центра и панорамой небоскребов нижнего Манхэттена.
\


Эмпайр Стейт Билдинг в 1934 годуВячеслав Олтаржевский, вернувшийся в СССР из США, где он работал архитектором десять лет с 1924 по 1934 год, опубликовал статью "Архитектура Соединенных Штатов Америки". Олтаржевский подчеркивал, что небоскреб "чрезвычайно удобен для работы и экономит время и энергию. Чтобы оценить преимущества небоскреба с его вертикальным передвижением, надо только представить его население распределенным в обычных европейских шести или семиэтажных зданиях и сопутствующее передвижение по улицам, которые окажутся переполненными автомобилями и людьми". Когда же все технические службы размещены под одной крышей, - "скоростные лифты облегчают вертикальную коммуникацию, широкая телефонная сеть, пневматическая почта для предприятий, размещенных в здании, прямой доступ к телеграфным линиям"- это делает работу чрезвычайно эффективной. Была подчеркнута и многофункциональность американского небоскреба, в котором находятся магазины, рестораны, подземная связь с транспортом: "Часто подземные этажи связаны со станциями метро, которые, в свою очередь, соединены с железнодорожными вокзалами, так что работники могут попасть в свои офисы, не выходя на улицу".



Вячеслав ОлтаржевскийОлтаржевский, работавший архитектором в Нью-Йорке, мог объяснить, как американцы строят небоскребы так быстро. Он писал, что в Америке архитекторы работают вместе с инженерами, а также в строительстве используются строительные "полуфабрикаты", благодаря которым строительство Эмпайр Стейт Билдинга (1930-1931) заняло всего 18 месяцев. Олтаржевский завершил статью обращением к согражданам: "Американские архитекторы могут научить нас важному искусству, - искусству тотального строительства, принимая во внимание не только различные элементы здания, но и все технические компоненты строительства".

В статье Иофана также подчеркивался многофункциональный характер американского небоскреба. Иофану эта тема была особенно интересна, поскольку он спроектировал Дом правительства ("Дом на набережной"), построенный в начале 1930-х, в котором также, помимо квартир, был большой кинотеатр, школа, продуктовый магазин, столовая, детский сад и пр.

У такого обострения внимания к американским небоскребам в советской прессе середины 1930-х была важная причина: в это время было принято решение о строительстве в центре Москвы Дворца Советов, который должен был стать первым советским небоскребом. Если СССР сможет построить собственный небоскреб, это продемонстрирует успехи социализма и покажет всему миру, что Советских Союз догнал Америку, - технологического гиганта.



По мере продвижения проекта Дворец Советов становился все выше и выше. Когда на его крыше было решено разместить статую Ленина, он принял мифические размеры. Было объявлено, что он превзойдет по высоте Эмпайр Стейт Билдинг.


Однако для того, чтобы превзойти Америку, Советам надо было сначала у американцев научиться. Именно поэтому архитекторы Дворца Советов Борис Иофан, Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх были отправлены в США осенью 1934 года в качестве "архитектурно-технической комиссии" для знакомства с современной американской архитектурой и строительными методами. Комиссия прибыла в США в сентябре и покинула США в начале ноября. Три архитектора провели большую часть времени в Нью-Йорке, но также посетили Чикаго, Филадельфию и Вашингтон. Иофан купил себе роскошный "Бьюик" и отправил его в Москву с полным набором запчастей. Комиссия представила официальный доклад Комитету по строительству Дворца Советов, возглавлявшемуся Молотовым.



Владимир Гельфрейх


Борис Иофан с женой и Фрэнк Ллойд Райт в Москве, 1937 г.Сравнение Дворца Советов с Эмпайр Стейт Билдингом, кажется, говорит о том, что именно этот небоскреб был самым популярным в Советском Союзе. Однако изучение советских журналов середины 1930-х показывает, что фотографий Рокфеллеровского центра там было гораздо больше. Частично это объясняется тем, что Рокфеллеровский центр именно в это время строился. Еще одной особенностью было то, что РЦ был не одним зданием, а комплексом связанных между собой 12 построек. Наконец, Рокфеллеровский центр был спроектирован не одним архитектором, а группой специалистов. Архитектурно-строительная комиссия с энтузиазмом докладывала в Москву: "На наших глазах за два месяца было построено примерно двадцать этажей здания". Интересно, что несколькими месяцами раньше, чем Иофан, Щуко и Гельфрейх наблюдали за строительством, Диего Ривера, которому была заказана фреска в холле РЦ, был отстранен от выполнения заказа после того, как отказался убрать с фрески портрет Ленина (фреска была уничтожена). Однако комиссия советских архитекторов не включила эту историю в свой доклад о строительстве РЦ.


Рокфеллеровский центр в 1936 годуОднако главной причиной интереса к РЦ со стороны проектировщиков Дворца Советов был его Мюзик-холл, самый большой театр в мире с превосходной акустикой и современной технологией. Проект Дворца Советов включал гигантскую аудиторию на 21 тысячу мест, и архитекторы уделили Мюзик-холлу большое место в докладе.



Зал Радио Сити Мюзик ХоллаИофан не воплотил в жизнь свой замысел аудитории, которая бы превзошла Мюзик Холл Радио Сити, поскольку строительство Дворца Советов было остановлено в 1941 году. Рокфеллеровский центр, там не менее, произвел на него мощное впечатление как архитектурный ансамбль. Это видно, в частности, из его статьи 1936 года об американской архитектуре:

"Радио Сити или Рокфеллеровский центр - группа зданий, спроектированных группой архитекторов (...). Эта группа зданий, как никакая другая, задумана как единый архитектурный комплекс, использующий проверенные методы классической архитектуры. Две шестиэтажных постройки (...) играют роль пропилеев; они организуют подход к центральному зданию, семидесятидвухэтажному небоскребу, привлекая внимание к монументальному размеру этой постройки."

Статья была проиллюстрирована фотографией Рокфеллеровского центра с воздуха.



Фотография Рокфеллеровского центра из альманаха "Академия архитектуры, 1936 г.Иофан тщательно изучил и использовал пример Рокфеллеровского центра. Он сильно повлиял на два проекта, над которыми он работал в 1930-е, один реализованный, и один оставшийся на бумаге. Нереализованный проект - это проект 1936 года Наркомата тяжелой промышленности.


Здание Наркомтяжпрома, проект ИофанаНа окончательном проекте, опубликованном в журнале "Архитектура СССР" в 1940 году, это влияние скрыто широкими лестницами, портиками и огромными крыльями. Однако рисунки самого Иофана 1938 года показывает, что центром проекта была башня, напоминающая здание RCA Рокфеллеровского центра, подчеркнутого двума намного меньшими симметричными постройками, привлекающими внимание к вертикали.



На этой фотографии Рокфеллеровского центра 1935 года хорошо видно, что имеет в виду архитекторЧто касается реализованного проекта, то мы его уже обсуждали, - это советский павильон на Нью-Йоркской Всемирной выставке 1939 года. Иофан вновь приехал в США, чтобы руководить постройкой, и привез домой грамоту от мэра ЛаГуардии, которая наделяла его званием почетного гражданина Нью-Йорка. Место центрального небоскреба в советском павильоне занял монумент, увенчанный фигурой рабочего.


Повторю здесь одну из тех иллюстраций: это и есть советский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке

* * *В 1947 году Совет Министров СССР объявил о начале большого строительного проекта, который журнал "Архитектура СССР" назвала "новой стадией в развитии мировой архитектуры". Чтобы обойти вопрос о происхождении, русская калька с американского skyscraper -  "небоскреб" - была заменена на словосочетание "высотное здание". Олтаржевский, проведший в ГУЛАГе с 1939 по 1943 гг. (он был в заключении главным архитектором Воркуты) и освобожденный, по некоторым данным, после заступничества американского посольства, сыграл большую роль в планировке "высотных зданий". Он заявлял, что "структурные принципы" высотных зданий "были диаметрально противоположны американскому небоскребу, результату необузданной капиталистической конкуренции". Олтаржевский конечно настаивал, что строительство высотных зданий было "инициативой и идеей товарища Сталина".



Об этом же вспоминал Никита Хрущев: "Сталину пришла мысль, что нам надо построить небоскребы по всему городу. Он однажды сказал в моем присутствии: "Мы победили в войне и весь мир признает нашу славу победителей. Мы должны быть готовы к приезду иностранных гостей. Что случится, если они будут гулять по Москве и не увидят ни одного небоскреба? Она могут сделать неблагоприятные сравнения с капиталистическими городами".



Здание МГУ


Жилой дом на Кудринской площадиХотя высотные здания прославлялись Олтаржевским как "маяки прогрессивного человечества" и быстро были экспортированы в другие страны социалистического лагеря, в их конструкции не было ничего уникально советского. Хотя Олтаржевский яростно отрицал подобные сравнения, проект высоток очень напоминал эклектичные американские небоскребы периода с 1900 по 1930 гг., такие как здания Вулворта (1913), Муниципальное здание Нью-Йорка (1913) и здание Нью-Йоркского общества страхования жизни (1928). Высотные здания были вариациями одной модели, "небоскреба-храма".


Здание Вулворта


Муниципальное здание Нью-Йорка


Здание Нью-Йоркского общества страхования жизниИ все же идея построить небоскребы в Москве не пришла неожиданно в голову Сталину в 1947 году, а выросла из задач городского планирования Москвы в 1930-е. После возвращения из Нью-Йорка в 1936 году Иофан писал: "для нас... отдельные высотные здания могут иметь огромное значение с точки зрения создания силуэта города и создавая архитектурный акцент". Когда началось строительство, Иофан снова прислвек внимание к роли многоэтажных домов в городском планировании и снова выделил Рокфеллеровский центр, "комплекс высотных зданий, ... за его выразительность, монументализм, и важную роль, которую он играет в организации пространства".

По иронии судьбы, энтузиазм советских архитекторов по отношению к американским небоскребам в 1930-е гг. получил возможность воплотиться в реальные здания лишь в конце 1940-х, когда американское влияние, несмотря на его очевидное присутствие, яростно отрицалось. Проект высотных зданий экспортировался из СССР в другие страны социализма как "советский подарок". Архитектурное окно, открытое в 1930-е, официально закрылось.

Источник: Sona S. Hoisington.Soviet Schizophrenia and the American Skyscraper // Russian Art and The West.

( Оглавление "российско-американских сюжетов")

небоскребы, российско-американские отношения, субботнее, Российско-американские отношения, Иофан

Previous post Next post
Up