Новый год в лентах начинается с разоблачений Андрея Кураева.
Не знаю, как к этому относиться.
С одной стороны, разоблачение "голубых" - вполне в русле официальной идеологии последней пары лет, то есть Кураев апеллирует к гомофобии общества, и пытается на этом получить массовую поддержку (и такая стратегия или тактика мне не слишком симпатична).
С другой, - Андрей Кураев из "говорящих" представителей РПЦ производил самое вменяемое впечатление (ну, по сравнению, например, с Чаплиным); - что не значит, конечно, что я, например, часто с ним соглашался. Но изгнание Кураева может выглядеть как еще один шаг Русской православной церкви к разрыву с интеллигенцией (ее воцерковленной части и той части, что, не будучи воцерковленной, готова с православием вести диалог. Без Кураева - с кем вести диалог, с Чаплиным?)
С одной стороны, я не раз писал, что внутренние проблемы церкви - это проблемы именно церкви; ее клира и прихожан. Меня обычно задевают действия не церкви, а государства и его чиновников (те действия, в которых чиновники не видят разницы между государством и РПЦ). Так что - "пусть разбираются внутри себя".
С другой, - именно в силу тесных контактов современной церковной и государственной иерархий, всплывают странные сюжеты, выходящие за церковные стены (ну, чтобы вверх голову не задирать, есть уже, например история про то, как обвиненного в ...(в чем точно, кстати? в нетрадиционной ориентации? в педофилии? в совращении семинаристов?) священника переводят в другой город - заведующим кафедрой государственного университета (???).
Одни говорят, что это конфликт во внутрицерковной иерархии. Другие, - что это попытка "внешнего врага" нанести удар по православию.
Вот уже появилось
мнение, что это - начало реформации в православной церкви, а Кураев, следовательно, наш новый Лютер. А вот
другое - что Кураев - церковный Че Гевара.
Так вот; наличие такого количества противоречивых трактовок как самого события, так и возможного к нему отношения говорит о том, что оно сложными гранями вписано в нашу действительность, и может затронуть довольно многое (и даже не в том смысле, что, как пишет в ФБ Александр Морозов, "
Эту "хирургию" невозможно провести, чтобы все вокруг не забрызгать гноем". Свое отношение придется высказать, - и, возможно, что-то сделать, - многим людям, которым пока что кажется, что история их не касается; то есть тех, которые не "вокруг"). Так что будем смотреть.