Грустное о российском образовании

Oct 06, 2013 16:02

Виктор Хеннер, преподающий в Перми и в Луисвилле, предлагает в своей статье в "Эксперте" привести российское образование (в области естественных наук) в соответствие с американским образцом (если уж реформы идут в этом направлении). Многое из написанного напоминает мои собственные рассуждения - четыре года тому назад.

"В объективно тяжелой ( Read more... )

магистратура, Россия, образование, Америка, университет

Leave a comment

reader59 October 6 2013, 12:50:46 UTC
_Попытка сымитировать западную схему высшего образования без понимания существа ее работы_ ( ... )

Reply

alliruk October 6 2013, 12:53:35 UTC
В общем, боюсь, Вы правы. Вот только университеты в США - в большинстве случаев - все же не частные (хотя частные ближе к вершинам рейтинга).

Reply

reader59 October 6 2013, 13:00:04 UTC
Университеты штатов? Почти без разницы. Там вопрос не столько в форме собственности, сколько в близости - и мотивации начальства, а у наших начальство на облаке: сидит и пилит.

Reply

hettie_lz October 7 2013, 04:56:21 UTC
И как, Вы считаете, они мотивированы?

Reply

reader59 October 7 2013, 12:30:10 UTC
"Они" - западные университеты?

Reply

hettie_lz October 7 2013, 12:36:00 UTC
Да.

Reply

reader59 October 7 2013, 12:45:37 UTC
А что там может быть принципиально необычного? Как любая частная лавочка: чем выше уровень удовлетворенности потребителей, тем выше спрос на продукцию и тем больше компенсация. Ну и особенность, которая есть в первом мире, но нет во всех остальных, - компенсация через репутационые механизмы, причем работают репутации как организации, так и личные, что особенно важно для госуниверситетов.

Reply

hettie_lz October 7 2013, 12:55:01 UTC
Во-первых, я не вполне поняла конец последней фразы: Вы можете пояснить, что Вы имеете в виду, когда говорите ... так и личные, что особенно важно для госуниверситетов?

Во-вторых, в общем виде с Вашим тезисом сложно было бы не согласиться:), но самое интересное именно в деталях. Как Вы считаете, что именно определяет "удовлетворенность потребителей"? Что именно они должны получить в процессе учебы, чтобы быть "удовлетворенными"? Вторая половина комментария к этому тезису: если Вы имеете в виду что "чем больше вуз нравится, тем больше народу платит деньги за обучение и тем больше у вуза денег", то это только маленькая и не самая важная часть дела...

Reply

reader59 October 7 2013, 13:01:01 UTC
Я имею в виду, что наработанная в университете, в т.ч. и гос, личная репутация - а возможности наработки таковой зависят от репутации университета в целом, так что тут налицо положительная обратная связь - в нормальной экономике запросто конвертируется в материальные и нематериальные блага.

Что это далеко не единственная часть дела - согласен; насчет оценки ее величины и важности - совершенно точно что оное зависит от обстоятельств, места и времени и оттого может колебаться в весьма широких пределах.

Reply

hettie_lz October 7 2013, 14:30:05 UTC
Ну вот все равно немножко загадочно звучит, поэтому очень трудно применить конкретно. Я просто одну вещь хочу сказать - я прочитала статью по ссылке, и она мне кажется очень разумной. Мой муж на своей новой кафедре в СПбГУ старается применить многое из того, что делают в американских колледжах и университетах. Причем не внешне, а именно по существу, потому что наши дети все уже отучились, и мы это все видели именно изнутри, что как работает (это я даже не говорю о знакомых преподавателях, потому что у них одна точка зрения, а у студентов другая).

Так вот, выяснилось, что применить с умом можно УДИВИТЕЛЬНО много! Ежели с умом. А идея про "особый путь" мне сильно не нравится. Вот.

Reply

reader59 October 7 2013, 15:45:44 UTC
И с этим никто не спорит. Весь вопрос в том, что вашего мужа ничто, кроме его внутреннего, ничем не подкрепленного снаружи побуждения не принуждает вести себя подобным образом: более того, внешние по отношению к нему стимулы подталкивают его к поведению принципиально отличному. То есть его поведение здесь и сейчас антисистемно.
Что это означает на практике, я думаю, понятно. Как минимум это невозможность добиться сколько-нибудь стабильного результата: чего-то добился - отвернулся - а этого уже и нет, система схрумкала. И ладно, если не вместе с автором, системы, подобные нашей, к этому особенно склонны.
Именно с этим практическим свойством отечественной системы боролись все российские реформаторы, начиная минимум с Петра, и все без исключения терпели безусловное поражение, даже если располагали полномочиями абсолютного суверена. В этом свете поведение вашего мужа вряд ли можно назвать сколько-нибудь рациональным.
Хотя, если дети уже выросли, то рискует он, скорее всего, в худшем случае собственной головой, а это его неотъемлемое

Reply

hettie_lz October 8 2013, 13:39:11 UTC
Нет, вот я решительно не понимаю, что в данном контексте означает "против системы". Его никто так не ЗАСТАВЛЯЕТ делать - это правда. Но вообще НОРМАЛЬНО - чтобы люди что-то делали по собственной инициативе. Ему никто не мешает, и более того, руководство на уровне ректората поддерживает. Именно потому, что я это вижу, я очень скептические отношусь ко всяким разным стенаниям и протестам. Потому что, не во всех, но в подавляющем большинстве случаев, людям элементарно лень проявить инициативу, и очень удобно говорить, что "все равно система не даст". Извините, это не к Вам лично, но ... наболело.

Reply


Leave a comment

Up