Рассказывая про современный "сталинизм" или про "ностальгию по СССР", да и про отношение к Великой Отечественной войне, мне все чаще приходится объяснять разницу между рассказом о собственных переживаниях, о личной памяти, с одной стороны, и разговором о прошлом, в котором сам говорящий не жил, - с другой. Во втором случае включается то самое "использование истории", когда любое событие прошлого или историческую фигуру можно наделить каким-то значением, важным сегодня. При этом такое значение могло не быть самой важной характеристикой события или человека в тот период, его могло уравновешивать или перевешивать нечто противоположное по смыслу, а в некоторых случаях это значение просто отсутствовало и было приписано прошлому вот прямо сегодня.
Обычно этот текст является у меня продуктом какого-никакого, но анализа современных текстов, прямых высказываний/рефлексии такого рода я как-то не припомню.
И вот сегодня попалось (извините за недостаточную "цензурность" цитаты): "
В общем, я не то чтобы придерживаюсь какого-то взгляда на всю эту войну, победу и т.п. Для меня это дела дней, минувших столь давно, что я не вижу смысла вырабатывать к ним эмоционально окрашенное отношение. Сталин, Гитлер, прочий хуитлер - персонажи комиксов, художественных фильмов, легенд и мифов". Я никогда раньше не слышал об этом Денисе Яцутко, - но он выразил эту мысль вполне отчетливо. Пришло другое поколение. И с этим поколением про войну и о войне уже нельзя разговаривать на том языке, который застало наше.