К вопросу о том, чем занимаются преподаватели в России вместо преподавания и науки

Jan 14, 2013 11:11

В России закончились праздники. Коллеги пишут о новых (или уже звучавших ранее, но снова актуализированных) требованиях к кафедре:
  • нам нужны внешние рецензии на наши УМК (учебно-методические комплексы; то есть на каждую рабочую программу и сопровождающие ее учебно-методические материалы).
  • Все основные образовательные программы должны получить общественно-профессиональную аккредитацию.
  • Каждое направление обучения должно зарабатывать по 3 млн на науку.
  • Кафедра должна обеспечить научную работу студентов С ОПЛАТОЙ (через гранты) не менее 10% студентов.
  • За год кафедра должна получить 2 свидетельства и 2 патента, при этом их нужно потом продавать.
  • На кафедре должно действовать малое инновационное предприятие, которое, работая по лицензии и свитедельствам, организует через договоры предоставление неких услуг, в том числе, экспертных услуг (кстати, в договоре может быть указано, что они предоставляются на безвозмездной основе).
  • к учебному процессу нужно привлекать иностранных преподавателей (причем, именно из дальнего зарубежья). Они могут читать и по скайпу, и не полностью семестр, а всего лишь модуль. А вот с оплатой их труда пока все неясно.
Это только одно совещание.
Очевидно, требования появились в результате спущенных из министерства общих показателей деятельности вуза. Не знаю, как это смотрится где-нибудь в... не буду называть вузы-"лидеры", - но на нашем уровне никто не может ответить на вопросы и... сомнения. Ну, только некоторые из очевидных:

"Обеспечить внешние рецензии на каждую рабочую программу", - денег на эту работу не выделяется, крутитесь сами. То есть надо найти людей, готовых добровольно и бесплатно прочитать гору малоосмысленных текстов (малоосмысленных, - потому что составлялись они в соответствии со спущенными из министерства и УМО правилами, а не логикой или нуждами учебного процесса). И, прочитав, - написать на эту гору рецензию... Какие-то есть сомнения, как это будет делаться? - То есть, смысла в этом никакого, а загрузка преподавателя дополнительной бессмысленной работой - есть.

"Общественно-профессиональная аккредитация" - не очень понятно, что такое, поэтому просто не комментирую.

По 3 миллиона на науку на каждое направление подготовки студентов. - Замечательно. Наша кафедра числом в 10 преподавателей обеспечивает ведение профессиональных дисциплин на двух направлениях. То есть нам надо обеспечить "заработок на науке" в 6 миллионов рублей, или по 600 тысяч рублей на человека (каждому, от ассистента до профессора). Это, скажем, в несколько раз превышает фонд заработной платы, который университет тратит на кафедру (со всеми отчислениями и налогами). То есть работодатель мало того, что платит мало (а за научные достижения не платит ничего), так еще и оценивает работу преподавателей по тому, смогли ли они заработать "на стороне". Вспомним еще, что грант РГНФ (который, скажем, не очень легко получить) составляет обычно около 300 тысяч (на всех, не на одного человека). Так что имелось в виду?

Сюда же - требование обеспечить научную работу студентов С ОПЛАТОЙ (через гранты) не менее 10% студентов. Тоже хорошее требование: сам заработай, - и будь добр, поделись со студентами. Мы тебе на это денег не дадим, но проверим, как ты свои деньги тратишь (напомню, у нас гуманитарная кафедра, то есть лабораторий с лаборантами у нас нет).

Вот это красиво: 2 свидетельства и 2 патента, при этом их нужно потом продавать. Еще раз: у нас гуманитарная кафедра, какие патенты? Как кафедра будет что-то продавать??? Но это всерьез требуют, начальство ругается.

На кафедре должно действовать малое инновационное предприятие. - ??? И еще раз, - мы не инженеры. "Услуги по договору на безвозмездной основе"? Нет больше комментариев.

Ну и на закуску, - надо привлекать преподавателей из дальнего зарубежья, но - без оплаты их труда. Тут тоже комментариев нет.

PS: Чуть не забыл, - еще вводится "журнал учета исполнения учебных расписаний". Ладно бы с ним, - к вороху бумаг еще одну. Но вот язык приказа, в котором уже нет студентов...

мелкий маразм, университет

Previous post Next post
Up