Что общего между высказыванием министра связи Никифорова или депутата Митрофанова об интернете и рассуждением ректора НИУ- ВШЭ Кузьминова о высшем образовании?
Министр считает, что государство может регулировать интернет,
требуя от компаний быть "социально-ответственными" (и очень похоже, что меру "социальной ответственности" компаний именно государство и будет определять). Никифорову вторит депутат Митрофанов: "
сейчас пользователей (Интернета - а.) стало десятки миллионов только в России, значит, на этой дороге надо вводить какое-то ГАИ, какие-то правила устанавливать".
Ярослав Кузьминов в своем интервью говорит, в общем, правильные вещи, - например, про необходимость насыщения образования ресурсами, без которых оно так и продолжит умирание (правда, умалчивает еще о двух важных проблемах, душащих образование - бюрократизацию и отсутствие самоуправления, включая переход ректоров в другую, отличную от профессоров социальную категорию (касту? сословие?)). Но вот в конце у него важная такая оговорка: говоря о требованиях к преподавателю, Кузьминов уточняет: надо, чтобы "
каждый преподаватель публиковал не менее трех-четырех статей за два года, в том числе одну статью в международном журнале. Такие базовые требования, которые государство вполне может установить. Как вуз этого будет добиваться - это его дело" (выделено мною - а.).
Вот в этой (неплохой, м.б., по целям) установке - суть нашей образовательной реформы. Государство, руководствуясь какими-то представлениями о "правильном" (думаю, это как раз кузьминовские представления о правильном), сочиняет какие-то исчислимые показатели и спускает их подведомственным вузам. Сколько их уже было! И ведь результат практически никогда не приводит к тому, за что ратует начальство: не наука расцветает, а отчетность, не облегчаются условия для занятий наукой, а ухудшаются...
Так вот, что у этих высказываний общего? А просто никто не допускает и мысли о возможной самоорганизации. Только регулирование сверху, только контроль государства, только "ГАИ" на всех поворотах общественного развития.
С таким видением общества так и будем плодить бюрократию, отчетность и запреты вместо инициативы, творчества и возможностей.
Click to view