А пока
в Афганистане напечатали новые учебники истории, по которым будет изучать прошлое своей страны новое поколение. В этой стране до сих пор плохо с интернетом и вообще с информационной средой, так что роль печатного слова гораздо выше, чем, скажем, у нас, где дети скорее откроют википедию, чем полезут за справкой в учебник.
Критики отметили, что учебниках ничего не сказано о перевороте 1978 года, о про-советском "коммунистическом" режиме в Кабуле, и даже о гражданской войне между фракциями моджахедов в 1990-е. В книге говорится, что в 2001 году власти лишился мулла Омар, но не написано, кем он был. Ничего не сказано в учебнике и о присутствии в стране американских войск и военных стран НАТО.
Как говорят анонимные местные журналисты, это похоже на попытку "спрятать солнце двумя пальцами".
На самом деле, пропущенные учебником темы вполне объяснимы. Теоретики социальной памяти считают, что в течение примерно 20 лет после травмирующих нацию событий она "забывает" о прошлом, ставшим причиной травмы. Это своего рода "сеанс коллективной психотерапии". И лишь потом, - уже следующее поколение, - открывает глаза и ужасается своему прошлому. Афганские учебники точно следуют паттерну социальной памяти.
И, кстати, этот факт показывает, что прошедшие три десятилетия для афганцев - серьезная травма. А то о них часто рассуждают, как о "бесчувственных": воюют, партизанят, Талибан поддеррживают, опий выращивают (и все им хоть бы хны).