Пропустил в прошлом месяце статью Михаила Зелинского в ТрВ. Это анализ места российской науки на фоне остального мира на основании научных баз данных. Перенесу к себе только яркие графики, текст можно прочесть по
ссылке.
Рис. 1. Звездное небо науки. По горизонтали - относительное количество статей на душу населения APC (Articles Per Capita) за 2010 год. По вертикали - годовой прирост относительного количества статей (в среднем, за 2006-2010 годы). Площадь кружка пропорциональна абсолютному количеству публикаций в данной стране за 2010 год. Масштаб осей на нижнем графике - в 7 раз больше. Цветом обозначены: синий - страны Запада с развитой рыночной экономикой, желтый - Латинская Америка, лиловый - Восточная Европа, зеленый - арабские нефтедобывающие страны, красный - страны бывшего СССР, коричневый - Юго-Восточная Азия, темно-серый - Африка, светло-голубой - все остальные. Для обозначения стран использованы двухбуквенные национальные доменные имена
Рис. 2. Нормализованное к 100% в 2001 году количество публикаций в некоторых странах. Для Сербии за 100% взят 2006 год
Рис. 3. Годовая зарплата университетских профессоров и ученых высшей категории (для России - ведущий научный сотрудник, доктор наук) относительно ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в разных странах, без учета грантов
Если людям высокой квалификации платят несправедливо мало, это сигнал: ученые стране не нужны. По данным совместного исследования Высшей школы экономики и Центра международного высшего образования Бостонского колледжа [3], из 28 исследованных стран мира на всех континентах только в России у профессора или ученого высшего ранга зарплата оказалась значительно меньше, чем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (рис. 3). Диаграмма ясно показывает: везде, где захотели, деньги на науку нашли.
Рис. 4. Мечты и реальность
Кстати, оптимизм могут испытывать как раз коллеги:
...по некоторым областям науки наметился рост. Интересно, что наши умудрились преуспеть не в «традиционно наших» физике или математике, а в общественных науках, экономике, психологии и искусствоведении. Относительный прирост, хотя и небольшой, наблюдается только в этих четырех областях знаний. Видимо, пока одни жаловались, другие строчили манускрипты.