Через два года наступит сто лет начала Великой войны. Той войны, которая обрушила цивилизацию девятнадцатого века, унесла миллионы жизней, рассыпала несколько государств и задала стандарты жестокости двадцатого века
( Read more... )
Нет, не совсем так. Я не думаю, что надо ставить "памятник катастрофе", что-то масштаба мемориала на Мамаевом кургане. Речь как раз о памятнике людям, которые ушли на войну и не вернулись. Смысл такого памятника - память не о "национальной катастрофе", а о конкретных людях. Поэтому и памятники должны быть соразмерны человеку; пусть это будет просто мемориальная плита (со списком погибших, если это возможно, с количеством не вернувшихся, если эти данные есть и т.п.) в каждом городе... Не на центральной площади, вероятно (там помещают памятники, когда скорбь непосредственна и еще очень жива), но и не на окраине: может быть, где-нибудь в глубине городского парка. Память как послание поколениям и повод для раздумий.
Кажется мне, что таких памятников нет как раз потому, что тогдашние события не отрефлексированы на куда как более высоком уровне. Отсюда непонимание, кому эти памятники будут: друзьям? врагам? - а без этой дихотомии мы жить не умеем совсем.
Как последовательный сторонник развития общества "снизу" (смайл, как пишут некоторые) считаю важной как раз местную инициативу, местные сообщества. Не надо каких-то "установочных решений наверху", чтобы помянуть своих односельчан, погибших (на любой войне). Не думаю, чтобы тут возникло непонимание, друзья они или враги. Поскольку прошел целый век, и непосредственного переживания утраты уже нет, то и коммеморация имеет смысл прежде всего именно как восстановление единства поколений народа. И как напоминание, что помнить надо не только о победах, но и о жертвах.
Еще как. Царская армия - чья? Злодеев-капиталистов - именно в этом понимании воспитаны 5/6 нынешнего населения этой территории, в том числе, и это главное, все нынешнее начальство. То есть памятники, с их точки зрения, будут именно что врагам. И без "установочных решений наверху" тут никак. Надо ведь, чтобы кто-то дал Малахову команду пригласить в "Пусть говорят" ветерана брусиловского прорыва, и при этом не дать его облаять традиционным для нас образом. Без этого - не поверят.
Кажется, у нас сейчас уже нет ни архитекторов, ни скульпторов нужного здесь масштаба.
Reply
Речь как раз о памятнике людям, которые ушли на войну и не вернулись. Смысл такого памятника - память не о "национальной катастрофе", а о конкретных людях. Поэтому и памятники должны быть соразмерны человеку; пусть это будет просто мемориальная плита (со списком погибших, если это возможно, с количеством не вернувшихся, если эти данные есть и т.п.) в каждом городе... Не на центральной площади, вероятно (там помещают памятники, когда скорбь непосредственна и еще очень жива), но и не на окраине: может быть, где-нибудь в глубине городского парка. Память как послание поколениям и повод для раздумий.
Reply
Reply
Поскольку прошел целый век, и непосредственного переживания утраты уже нет, то и коммеморация имеет смысл прежде всего именно как восстановление единства поколений народа. И как напоминание, что помнить надо не только о победах, но и о жертвах.
Reply
И без "установочных решений наверху" тут никак. Надо ведь, чтобы кто-то дал Малахову команду пригласить в "Пусть говорят" ветерана брусиловского прорыва, и при этом не дать его облаять традиционным для нас образом. Без этого - не поверят.
Reply
Leave a comment