Не хотел даже возвращаться к
безобразному телефильму с "наездами" на волгоградских общественников. Но, помимо И.С.Маловичко, там была затронута и, по мнению авторов фильма, главная "шпионка" Констанция Штолль. Ее знают многие волгоградцы, работавшие в 1990-е - 2000-е с "Русско-немецким обменом", - одной из крупнейших организаций, поддержавших в самое тяжелое время российских общественников деньгами германских церквей.
Уточню: деньги эти шли не на политику, - грантополучателями были организации инвалидов, обеспокоенных родителей и прочие социально незащищенные люди, которых в тот момент "бросило" государство. И наличие западных благотворителей многим спасло здоровье и жизнь.
Возможно, авторам фильма кажется логичным думать, что любой иностранец, попавший в Россию, - шпион, преследующий цель борьбы против нашей страны, но это, на самом деле, просто не так.
(И зачем журналисты путают свои задачи с задачами ... эээ... "органов"? Или наоборот, это "органы" путают свое рабочее место с телевидением?)
Констанция предложила свой комментарий к высказываниям "журналистов", задевающих ее и ее работу в Волгограде.
Текст фильма
Комментарий К.Штолль
… Страная деятельность К.Штолль…
…А вот в Волгограде иностранные граждане чужими себя уже не чувствовали.
… Руку помощи в виде материальной поддержки западные товарищи вновь протянули мадам Маловичко. Через ее давнюю знакомую Штолль.. .
Констанце Штолль с 1998 по 2005г. (с перерывами) жила и работала в Волгограде как сотрудник немецкой общественной организации «Немецко-Русский Обмен» (Берлин,
http://www.austausch.org/russkii.html). Организация занималась налаживанием культурного обмена между Германией и Россией, а также поддержкой социальных проектов в интересах уязвимых групп общества. В рамках своей работы К.Штолль дважды организовывала «Дни немецкого и русского кино в Волгограде» (1999: Волгоград, 2000: Волгоград и Камышин). Социальные проекты, которые она курировала в Волгограде с 2000 по 2005г., поддерживались органами власти и местного самоуправления, финансовую поддержку оказывала Диаконическая Служба Евангелической Церкви Германии. Сначала основным партнером Немецко-Русского Обмена была Русская Православная Церковь под руководством архиепископа Германа (проекты помощи инвалидам, социальные станции для престарелых и малообеспеченных людей), а позднее основным партнером стал созданный российскими гражданами «Центр поддержки некоммерческих организаций» г.Волгограда, а также, конечно, немало общественных организаций г. Волгограда. Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» не был единственным или исключительным партнером. В социальных проектах наравне с Клубом участвовали другие известные Волгоградские общественные организации, такие как «Дети в беде», «Диабетическое содружество», «Общество помощи детям им.Выготского», «Мария, матери против наркотиков», «ВАНС Надежда», «Комитет Надежды» и другие НКО, часть из которых позднее объединилась в сеть «Социальное служение». Благодаря работе этих организаций и финансовой поддержке ДС Евангелической Церкви Германии, были реализованы крупные проекты в следующих социальных сферах: «Уход за престарелыми на дому», «Сохранение репродуктивного здоровья женщин», «Поддержка создания и развития общественных организаций как инструмента защиты прав интересов уязвимых групп населения города Волгограда» и др. Вся информация о проектах, выполненных в т.ч. за счет финансирования немецкой стороны, была открытой для всех желающих, а тем более для органов власти или правоохранительных органов.
По мере укрепления гражданского сектора в Волгограде и усиления поддержки их деятельности со стороны органов власти региона и России, ДС Евангелической Церкви Германии постепенно перестала финансировать проекты в Волгограде. Однако некоторые Волгоградские партнеры из НКО хотели продолжать сотрудничество со своими давними партнерами в Германии, К.Штолль продолжила свою работу в Волгограде по отдельным проектам. Для разных Волгоградских НКО она нашла партнеров в Гамбурге, где она живет. Примерами такого сотрудничества можно назвать проекты в сфере интеграции людей с ограниченными возможностями (Гамбургская НКО инвалидов «Автономно жить»/Волгоградская НКО «Преодоление», проект финансировался немецким известным фондом «Акция человек»,
http://www.aktion-mensch.de/), проект «Историческая Мастерская по Европе», о котором будет сказано ниже, а также молодежные обмены учеников волгоградских и немецких школ из миротворческой программы «Европейцы за мир» Фонда «Память, ответственность и будущее» (Берлин,
http://www.stiftung-evz.de/rus/),.
Теперь новый проект западной активистки призван объяснить российской молодежи, что события Второй Мировой преподносятся им слишком узко и однобоко. По сути задача проекта - переосмыслить итоги Великой Отечественной Войны. Именно такой проект сейчас гражданка с Запада активно предлагает поддержать мэрии города в виде, так сказать, просветительской помощи подрастающему поколению волгоградцев.
У К.Штолль, как историка, относящегося к третьему послевоенному поколению, всегда был интерес к тому, как передается воспоминание и память о нацистских и военных временах от поколения свидетелей через их детей и дальше - к третьему и четвертому поколению в Германии и соответственно в странах, против которых фашистская Германия вступила в войну. Уже с самого первого визита и встреч на Мамаевом Кургане в ноябре 1998 г. возникла идея когда-нибудь организовать совместный немецко-русский проект о культуре памяти о Сталинградской Битве. В 2006 г. К.Штолль создалa такой проект по анализу разных выставок/экспозиции по теме «Сталинградская Битва». Проект был представлен на конкурс программы «Историческая Мастерская по Европе» Фонда «Память, ответственность и будущее» (Берлин) и был одобрен. Для реализации проекта из партнеров проекта была создана немецко-русскaя историческaя мастерская и начата работа по анализу разных экспозиции и выставок о Сталинградской Битве, прежде всего в Волгограде и в Берлине. (Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» не является партнером в этом проекте и участие в нем не принимает).
Мастерская закончила свой второй цикл по данной работе и создала концепцию выставки о точках зрения молодых россиян и немцев на культуру памяти о Сталинградской Битве. В данный момент немецко-русская историческая мастерская вместе с Волгоградским Агентством культурных инициатив, Государственным музеем «Панорама», музеем в Сарепте и Немецко-русским музеем в Берлине-Карлсхорст подали заявку на дальнейшее финансирование проекта в российский благотворительный Фонд Потанина в актуальный конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире». Содержание проекта, его просветительская и общественная ценность (глубокое уважение к памяти поколений, широта охвата мнений различных групп молодежи) никем из участников не подвергалась сомнению.
В очередной раз навестить город-герой на Волге западные товарищи решили прямо аккурат перед парламентскими и президентскими выборами. И снова в Волгограде появились знакомые госпожи Маловичко - Констанция Штолль. (Вставка из художественного фильма).
Памятная создателям фильма последняя по времени поездка К.Штолль в Волгоград была приурочена не к выборам, а к Дню памяти Сталинградской Битвы - 2 февраля (и оказалась, очевидно - увы - случайно перед президентскими выборами). В ходе этой поездки партнеры по исторической мастерской обсуждали и дорабатывали совместный проект для Фонда Потанина. Стоит ли говорить, что февральская поездка К.Штолль в Волгоград и встречи на волгоградской земле к выборам не имели никакого отношения.
Специально хочу остановиться на том проекте, посвященном памяти о войне.
Итак, авторы фильма уверены, что проект "призван объяснить российской молодежи, что события Второй Мировой преподносятся им слишком узко и однобоко. По сути задача проекта - переосмыслить итоги Великой Отечественной Войны".
На самом деле, - я знаком с идеей проекта, - это один из самых интересных примеров работы с таким сложным материалом, как историческая память. В самом деле, - и я про это часто пишу в этом блоге, - сегодня мы вступаем в новый период, когда ветеранов, носителей живого опыта военных лет остается все меньше. Новые поколения не слышат рассказов дедушек и бабушек о войне. Их знание о тех временах опирается на какие-то другие источники. На какие? Какое представление о самой трагической странице ХХ века формируется у нового поколения? Это чрезвычайно важно понять... И очень интересно сравнить, что знают и как представляют войну молодые люди в России и в Германии. Надо ли объяснять, почему? В этом и состоит проект, осуществляемый волгоградскими и немецкими организациями, в котором принимает участие Констанция.
(Кстати, сюрприз специально для "упертых" сторонников "теории заговора", уверенных, будто Европа мечтает изменить "итоги Великой Отечественной". Как раз в Германии, при всем отличии немецких проблем с исторической памятью от российских, Вторая мировая война оценивается довольно близко к тому, как на нее смотрят у нас в стране (в отличие, например, от стран Центральной Европы или Балтии).).
Историческая политика (использование истории в политических целях, законодательное ограничение исторических исследований и установление "истины" путем принятия закона) широко шагает по Европе; в России тоже были сделаны шаги в этом направлении, однако - спасибо протестовавшим против "Комиссии по фальсификации" историкам - эти шаги нас не увели слишком далеко. Доморощенные "исторические политики" с Волгоградского МТВ "слышали звон", но совсем не там. Не стоит, ребята, - не беритесь.