пояс Богородицы

Nov 26, 2011 11:23

Флента удивляется миллионной очереди к поясу Богородицы.

Мне тут видятся  две стороны. С одной - это наглядное доказательство демодернизации России, откат от рационализма, от современности куда-то к средневековью (соглашусь с мнением, что для значительной части этот феномен можно определить словом «магизм». Это вера в то, что какие-то материальные Read more... )

религия, общество

Leave a comment

sky_corsair November 26 2011, 08:03:03 UTC
Имхо, вряд ли это демодернизация. Даже в СССР, где много лет власти боролись с религией, было немало людей, верящих в Бога. Что говорить о современной России, где власть всячески поощряет религию? Но дело не только во власти, но и в самом обществе. Если бываете в церкви, обратите внимание на количество молодежи там. Молодых людей в разы больше сегодня, чем бабушек.
Не соглашусь, что это - "откат от рационализма". Люди, приходящие в церковь, закончили школы, а многие - и университеты (т.к. высшее образование сегодня не является недоступным). Или университетский профессор, являющийся священником - средневековье? По-моему, совсем даже наоборот. Просто человеческой природе свойственна вера в чудо, которую не может (и не сможет) заменить ни власть, ни наука, ни разум.
А с поясом Богородицы все просто - хорошая реклама. Фразы "уникальная святыня", "с самого Афона и только для жителей России", "лечит бесплодие" сделали свое дело. К тому же нужно учесть тот факт, что Богородица для российских верующих - особый символ. Она, если можно так сказать, в России - главный святой... Вот только организация мероприятия в России - дело всегда последнее, о чем думают. В итоге получилась масса неудобств, многочасовые очереди, особый вход для представителей власти и т.п. "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

Reply

alliruk November 26 2011, 08:10:53 UTC
Тогда я должен спросить, что такое, по-Вашему, "модерн" и что такое "рационализм". Потому что Вы заявили свое несогласие с моими терминами, а дальше пишете то, что подтверждает мои тезисы ("это не откат от рационализма, это - вера в чудо"; "это не демодернизация, это увеличение количества молодежи в церкви").

Reply

sky_corsair November 26 2011, 08:26:41 UTC
Скажем так, я не вижу проблемы в том, что молодой современный человек работает в сфере высоких технологий, занимается бизнесом или чем-то еще, основанным на современных знаниях, но на Пасху или Рождество идет в церковь. Разве одно мешает другому?
А история с поясом Богородицы - это лишь показатель плохой организации мероприятия. Ведь в Россию привозят много разных христианских святынь и делают их доступными для общественности. Но ни одна из них не вызывала такого бурного обсуждения во фленте, не так ли? Потому что недовольных не было. Все обсуждения сводятся к плохой организации.

Reply

alliruk November 26 2011, 08:48:44 UTC
Я не то чтобы видел проблему в том, что человек идет в церковь. Как агностик, я с этим могу жить. Но увеличение людей в церкви - процесс противоположный большинству определений "культурной модернизации"; непонятно, с чем Вы спорите.

Однако в посте я и не писал про "людей в церкви". Проблема в массовом поклонении артефактам, обещающим чудо, - это не вера, на самом деле (уверен, что значительная часть людей из этой очереди в церковь ходят нечасто, если вообще там появляются). Про организацию я тоже ничего не писал, - мою фленту поражает количество вставших в эту очередь.

Reply

sky_corsair November 26 2011, 09:33:23 UTC
>Но увеличение людей в церкви - процесс противоположный большинству определений "культурной модернизации"<
Но если одни и те же люди в будние дни занимаются наукой, высокими технологиями, бизнесом и т.п. (т.е. двигают процесс модернизации), а в праздники идут в церковь - в чем же противоречие? Только в несоответствии определениям? Может быть несовершенны сами определения?
Даже если допустить, что Россия - страна догоняющего развития с традиционным обществом, всё равно "отката в средневековье" не получается. Скорее, застой на одном уровне.
Что касается увеличения людей в церкви - может, дело в переоценке ценностей, а не в том, что верить больше не во что? Если я не ошибаюсь, то в позднесоветский период верить в Бога и ходить в церковь считалось неприличным. Но негативная оценка веры шла к людям, в основном, сверху, а не снизу. Само общество не доросло до этого. Сейчас слова "вера" и "церковь" имеют скорее позитивную окраску, чем негативную. Вот люди, в том числе и молодые, и идут в церковь, венчаются, крестят своих детей, отпевают умерших.
Верят ли они при этом в науку и разум? Думаю, да. Но, например, наука не нашла еще рецептов от всех болезней, а случаи чудесных исцелений известны.

>Проблема в массовом поклонении артефактам, обещающим чудо, - это не вера<
Согласен. Но операции по лечению бесплодия очень дороги, а к Поясу Богородицы можно прикоснуться бесплатно.

Reply

операции по лечению бесплодия очень дороги demographer November 26 2011, 09:48:27 UTC
бюджетные квоты на пользование вспомогательными репродуктивными технологиями не выбираются

Reply

alliruk November 26 2011, 10:09:17 UTC
Боюсь, Вы спорите с тезисом, который я в этом посте не высказывал; но Вам представляется, что он там имплицитно присутствует. Этот пост - про поклонение поясу Богородицы, принявшему карикатурные формы, и мои краткие предположения о том, что оно иллюстрирует. Вы же пытаетесь подтолкнуть меня к спору о значении "православного возрождения", о чем я не имел намерения здесь спорить.

Поэтому - совсем коротко: модернизация в сфере культуры описывается как сужение сферы, контролируемой религией, и последовательная секуляризация политики, быта, труда, семейных отношений и т.д. То есть - если в обществе стали меньше молиться для излечения, и больше есть антибиотиков, - то это часть модернизационного процесса. Соответственно, наоборот - демодернизация. При чем здесь спор об определениях? Вам может не нравиться сама модернизация, ради Бога (смайл), это спор о ценностях, но модернизация включает секуляризацию, ничего с этим не сделаешь.

Советский проект был модернизационным; одним из самых последовательных модернизационных проектов в истории. Включая и секуляризацию (опять же, - эта констатация не является моей оценкой советского опыта как положительного или отрицательного; это именно что констатация. Репрессировать священников плохо, если Вы мое мнение захотите узнать). В результате позднесоветское общество было худо-бедно модернизированным (кроме отношения к религии это, конечно, касалось и образования, и индустриализации, и работы социальных лифтов и много чего еще).

То, что мы видим в последние два десятка лет - демодернизация по многим индикаторам. Кризис (и где-то крах) высокотехнологичных производств; падение уровня образования; остановка социальных лифтов и превращение государственных механизмов в фикцию с распространением "альтернативных способов" (на самом деле - способов, взятых в традиционном, домодерновом обществе) "решения проблем"; наконец, вот это самое триумфальное возвращение православия в виде квазигосударственной религии. Это все вместе и описывается словом демодернизация.

Reply

sky_corsair November 26 2011, 10:17:59 UTC
Убедили :)

Reply

leuchars November 27 2011, 06:10:05 UTC
Я согласен с Вами. Плюс все это помноженное на то, что православие - это единственная христианская церковь, которая не претерпела реформацию (то есть не модернизировано). Оно так и осталось в своих представлениях о мире на уровне 17-18 вв.

Reply

happy_badger November 26 2011, 15:12:30 UTC
"Молодых людей в разы больше сегодня, чем бабушек" - сильное преувеличение :)

Reply


Leave a comment

Up