Флента удивляется
миллионной очереди к поясу Богородицы.
Мне тут видятся две стороны. С одной - это наглядное доказательство демодернизации России, откат от рационализма, от современности куда-то к средневековью (соглашусь с мнением, что для
значительной части этот феномен можно определить словом «магизм». Это вера в то, что какие-то материальные
(
Read more... )
Не соглашусь, что это - "откат от рационализма". Люди, приходящие в церковь, закончили школы, а многие - и университеты (т.к. высшее образование сегодня не является недоступным). Или университетский профессор, являющийся священником - средневековье? По-моему, совсем даже наоборот. Просто человеческой природе свойственна вера в чудо, которую не может (и не сможет) заменить ни власть, ни наука, ни разум.
А с поясом Богородицы все просто - хорошая реклама. Фразы "уникальная святыня", "с самого Афона и только для жителей России", "лечит бесплодие" сделали свое дело. К тому же нужно учесть тот факт, что Богородица для российских верующих - особый символ. Она, если можно так сказать, в России - главный святой... Вот только организация мероприятия в России - дело всегда последнее, о чем думают. В итоге получилась масса неудобств, многочасовые очереди, особый вход для представителей власти и т.п. "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
Reply
Reply
А история с поясом Богородицы - это лишь показатель плохой организации мероприятия. Ведь в Россию привозят много разных христианских святынь и делают их доступными для общественности. Но ни одна из них не вызывала такого бурного обсуждения во фленте, не так ли? Потому что недовольных не было. Все обсуждения сводятся к плохой организации.
Reply
Однако в посте я и не писал про "людей в церкви". Проблема в массовом поклонении артефактам, обещающим чудо, - это не вера, на самом деле (уверен, что значительная часть людей из этой очереди в церковь ходят нечасто, если вообще там появляются). Про организацию я тоже ничего не писал, - мою фленту поражает количество вставших в эту очередь.
Reply
Но если одни и те же люди в будние дни занимаются наукой, высокими технологиями, бизнесом и т.п. (т.е. двигают процесс модернизации), а в праздники идут в церковь - в чем же противоречие? Только в несоответствии определениям? Может быть несовершенны сами определения?
Даже если допустить, что Россия - страна догоняющего развития с традиционным обществом, всё равно "отката в средневековье" не получается. Скорее, застой на одном уровне.
Что касается увеличения людей в церкви - может, дело в переоценке ценностей, а не в том, что верить больше не во что? Если я не ошибаюсь, то в позднесоветский период верить в Бога и ходить в церковь считалось неприличным. Но негативная оценка веры шла к людям, в основном, сверху, а не снизу. Само общество не доросло до этого. Сейчас слова "вера" и "церковь" имеют скорее позитивную окраску, чем негативную. Вот люди, в том числе и молодые, и идут в церковь, венчаются, крестят своих детей, отпевают умерших.
Верят ли они при этом в науку и разум? Думаю, да. Но, например, наука не нашла еще рецептов от всех болезней, а случаи чудесных исцелений известны.
>Проблема в массовом поклонении артефактам, обещающим чудо, - это не вера<
Согласен. Но операции по лечению бесплодия очень дороги, а к Поясу Богородицы можно прикоснуться бесплатно.
Reply
Reply
Поэтому - совсем коротко: модернизация в сфере культуры описывается как сужение сферы, контролируемой религией, и последовательная секуляризация политики, быта, труда, семейных отношений и т.д. То есть - если в обществе стали меньше молиться для излечения, и больше есть антибиотиков, - то это часть модернизационного процесса. Соответственно, наоборот - демодернизация. При чем здесь спор об определениях? Вам может не нравиться сама модернизация, ради Бога (смайл), это спор о ценностях, но модернизация включает секуляризацию, ничего с этим не сделаешь.
Советский проект был модернизационным; одним из самых последовательных модернизационных проектов в истории. Включая и секуляризацию (опять же, - эта констатация не является моей оценкой советского опыта как положительного или отрицательного; это именно что констатация. Репрессировать священников плохо, если Вы мое мнение захотите узнать). В результате позднесоветское общество было худо-бедно модернизированным (кроме отношения к религии это, конечно, касалось и образования, и индустриализации, и работы социальных лифтов и много чего еще).
То, что мы видим в последние два десятка лет - демодернизация по многим индикаторам. Кризис (и где-то крах) высокотехнологичных производств; падение уровня образования; остановка социальных лифтов и превращение государственных механизмов в фикцию с распространением "альтернативных способов" (на самом деле - способов, взятых в традиционном, домодерновом обществе) "решения проблем"; наконец, вот это самое триумфальное возвращение православия в виде квазигосударственной религии. Это все вместе и описывается словом демодернизация.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment