Советско-американский космический полёт «Союз» - «Аполлон» стал важным событием в истории мировой космонавтики и одним из символов разрядки. Именно в период потепления советско-американских отношений 1972-1975 гг. СССР и США запустили первую совместную космическую пилотируемую программу.
Контакты между советскими и американскими учёными в области освоения космоса начались сразу после запусков первых искусственных спутников Земли. В то время эти контакты сводились, главным образом, к обмену полученными научными результатами на различных международных конференциях и симпозиумах. Первое двустороннее соглашение между Академией наук СССР и Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) было заключено 8 июня 1962 года. Однако сотрудничество в 60-х годах было ограниченным и не соответствовало масштабам национальных космических программ двух великих держав. Тем не менее, оно создало основу для расширения взаимных контактов и совместных исследований и экспериментов в освоении космоса.
Сдвиг в сторону развития и углубления советско-американского сотрудничества в освоении космоса наметился в 1970 - 1971 годах, когда состоялся ряд встреч учёных и технических специалистов обеих стран. Первая такая встреча по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций проходила в Москве 26 - 27 октября 1970 года. Возглавлял советскую делегацию председатель Совета «Интеркосмос» при Академии наук СССР академик Б.Н.Петров, американскую - директор Центра пилотируемых космических полётов НАСА (ныне Космический центр имени Л.Джонсона) доктор Р.Гилрут. Тогда же были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.
Следующие встречи советских и американских специалистов состоялись в июне и ноябре 1971 года в Москве и Хьюстоне. На встречах были рассмотрены технические требования к системам космических кораблей, согласованы принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости технических средств, а также рассмотрена возможность осуществления в середине 70-х годов пилотируемых полётов на существующих космических кораблях для испытания создаваемых средств сближения и стыковки.
Практическое начало экспериментальному проекту «Союз - Аполлон» было положено 6 апреля 1972 года «Итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и НАСА США по вопросу создания совместимых средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США».
24 мая 1972 года в Москве председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин и президент США Р.Никсон подписали «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях».
Момент подписания соглашения
В третьей статье этого Соглашения было записано:
«Стороны договорились о проведении работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полётов человека в космос и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов. Первый экспериментальный полёт для испытания таких средств, предусматривающий стыковку советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» с взаимным переходом космонавтов, намечено провести в течение 1975 года».
Соглашение определяло развитие сотрудничества и по другим направлениям, таким как космическая метеорология, изучение природной среды, исследование околоземного космического пространства, Луны и планет, космическая биология и медицина. Однако центральное место занимал совместный полёт пилотируемых космических кораблей.
Схема полета и стыковки
На очередной встрече советских и американских специалистов, которая состоялась в Хьюстоне 6-18 июля 1972 года, был намечен план полёта кораблей «Союз» и «Аполлон» в 1975 году. Первым стартует корабль «Союз» с двумя космонавтами, примерно через 7,5 часа стартует корабль «Аполлон» с тремя астронавтами. Через сутки (окончательный вариант - через двое суток) после старта корабля «Аполлон» производятся сближение и стыковка. Длительность полёта кораблей в состыкованном состоянии - около двух суток.
Заседание одной из рабочих группСпециально для этого полета разработали универсальный стыковочный узел - лепестковый или, как его еще называют, «андрогинный». (Второе название связано с классическим инженерным жаргоном в различении активных и пассивных частей соединения - «папа» для центрального штыря и «мама» для приемного конуса.) Лепестковое соединение было одинаковым для обоих стыкующихся, что позволяло не думать о совместимости в аварийной ситуации. Кроме того, в условиях данных политических рамок никому не хотелось и отбояриваться от скабрезностей на тему того, кто будет «папой», а кто - «мамой». Впоследствии андрогинные узлы прижились в космосе, их разрабатывали для «Бурана» в 1989 году и применяли при стыковках «шаттлов» к станции «Мир» в 1994-98 годах. Стыковочный порт МКС для «шаттлов» тоже сделан андрогинным.
Ракетная отрасль, тем не менее, оставалась одной из самых закрытых для иностранцев. Для обеспечения политических решений, принятых на высшем уровне, 5 января 1973 года вышло специальное постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 25-8, в котором выражалось согласие с предложением Министерства общего машиностроения СССР и АН СССР об образовании на базе Координационно-вычислительного центра (КВЦ) ЦНИИ машиностроения Советского центра управления полётом (СЦУП) с новым комплексом технических средств. В виде исключения постановление разрешало допуск в СЦУП американских специалистов, участвующих в подготовке и проведении совместного космического эксперимента.
Институт космических исследований АН СССР. Член Комитета безопасности
космических полетов при администрации НАСА Чарльз Харрингтон осматривает
летный образец стыковочного агрегата для космических кораблей "Союз" и
"Аполлон"
Таким образом, ЦУП ЦНИИмаш стал первой открытой организацией в ракетно-космической отрасли страны.
Командиром экипажа «Союза-19» выбрали Алексея Леонова - пожалуй, самого известного в мире отечественного космонавта после Юрия Гагарина, человека, первым шагнувшего в открытый космос. Леонову в чем-то не повезло: после своего триумфального полета в 1965 году он стал начальником группы советских космонавтов, готовившихся к отправке на Луну. Но программа «Зонд» отставала от успехов американского «Аполлона», надежность техники оставалась низкой, и пришедший на смену покойному Сергею Королеву Василий Мишин перестраховался и не дал согласие на пилотируемый облет Луны. В результате первым успел Фрэнк Борман на «Аполлоне-8», а затем начались проблемы с тяжелой лунной ракетой Н-1. Леонов за все это время в космосе так и не побывал. Пару Леонову в качестве бортинженера составил Валерий Кубасов, член экипажа экспедиции «Союза-6», впервые поставившей уникальный эксперимент по сварке в космическом вакууме.
Участники проекта встречаются со школьниками одной из школ ХьюстонаГлавой американской экспедиции был выбран Том Стаффорд - командир «Аполлона-10», второго пилотируемого корабля, облетевшего Луну. Миссия десятого «Аполлона» в основном запомнилась как генеральная репетиция полета Нила Армстронга. Стаффорд и Юджин Сернан (будущий командир «Аполлона-17», последней на сегодня пилотируемой лунной экспедиции планеты Земля) отстыковывали лунный модуль и сближались с поверхностью ночного светила. Но на саму Луну Стаффорд в итоге так и не попал.
Первоначально компанию Стаффорду в качестве пилота командного модуля должен был составить Джон Суайгерт - один из героев аварийной эпопеи «Аполлона-13». Однако он попал в очень неприглядную историю, более известную как «скандал с марками Аполлона-15». Как оказалось, экипаж «Аполлона-15» нелегально провез на Луну и обратно 398 конвертов с почтовыми марками, посвященными полету, с целью нажиться на их перепродаже после возвращения. Суайгерт на пятнадцатом «Аполлоне» не летал, не числился он и среди дольщиков этого нелегального бизнеса, однако был в курсе происходящего в отряде астронавтов. При проведении служебного расследования он в довольно резкой форме отказался давать показания. По результатам следствия, помимо основных виновников, рикошетом досталось и Суайгерту: вместо него в экипаж будущей советско-американской экспедиции включили новичка Вэнса Брэнда, до того в космос не летавшего.
Советский космонавт Алексей Леонов (слева) дарит свою картину американскому космонавту Томасу Стаффорду.Третьим к Стаффорду и Брэнду отрядили Дональда Слейтона, заместителя директора НАСА по комплектованию экипажей. История этого человека драматична. Он - единственный из первой семерки американских астронавтов (той самой «Original Seven»), который так ни разу и не побывал в космосе: то в последний момент отменили третий суборбитальный полет «Меркурий-Редстоун», то уже потом, во время подготовки планового полета на орбиту, возникли трудности со здоровьем. Наконец, настал и час Слейтона, причем ему доверили важную роль - пилота стыковочного модуля (Слейтон окажется самым пожилым из участников полета, более того, поставит рекорд по возрасту, слетав в космос в 51 год, который побьет его еще один член "первой семерки" Джон Гленн, слетав в космос в 1998 году в возрасте 77 лет. Слейтон этого уже не увидит - он ушел первым из участников программы Союз-Аполлон в 1993).
Официальное фото участников программы. Слева направо:
Слейтон, Стаффорд, Брэнд, Леонов, Кубасов.
Они же в неофициальной обстановке
Тогда же было принято решение, что каждый корабль будет управляться своим ЦУПом.
Члены экипажей космических кораблей "Союз" и "Аполлон" на встрече с
журналистами в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в
Звездном городке во время подготовки программы совместного
экспериментального полета.
Участники проекта во время тренировок в космическом центре имени Джонсона
Участники проекта пробуют космическую еду в Центре в Хьюстоне
Участники проекта встречаются с президентом Дж.Фордом во время предполетной подготовкиДля выбора последовательности запуска кораблей (первым стартует «Союз», затем - «Аполлон») учитывалось, что участок выведения корабля «Союз» проходит над населённой территорией СССР. Поскольку ступени ракеты-носителя (РН) падают на Землю, азимут запуска и программа выведения строго увязаны с расположением населённых пунктов. Так как плоскости орбит должны совпадать, то при наличии разбросов параметров орбиты первого корабля совмещение плоскостей орбит можно произвести изменением азимута запуска второго корабля. Участок выведения корабля «Аполлон» проходит над океаном, и это позволяет вносить необходимые коррективы. Кроме того, учитывались условия посадки кораблей в случае задержки старта и некоторые другие соображения.
Первыми аппаратами, управление которыми полностью осуществлялось из ЦУПа ЦНИИмаш, стали беспилотные корабли «Союз», модернизированные для советско-американской программы. Они проходили лётно-конструкторские испытания под названием искусственных спутников Земли «Космос-638» и «Космос-672». Потом была генеральная репетиция - полёт пилотируемого корабля.
Со 2 по 8 декабря 1974 года был осуществлён полёт модернизированного корабля «Союз-16» с экипажем - Анатолий Васильевич Филипченко (командир) и Николай Николаевич Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полёта проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности (в частности, сброс давления в отсеках корабля до 520 мм рт. ст.), испытания автоматики и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения некоторых совместных научных экспериментов и проведение односторонних экспериментов, формирование монтажной орбиты с высотой 225 километров и др.
И Филипченко, и Рукавишников были полноправными участниками проекта, принимали участие в подготовке и рассматривались в качестве запасного экипажа.
Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Анатолий Васильевич
Филипченко знакомит американского астронавта Томаса Пэттона Стаффорда с
оборудованием в макете спускаемого аппарата космического корабля "Союз".
СССР готовил к совместному полёту два корабля «Союз». Запуск второго корабля состоялся бы в случае:
- аварийной ситуации, требующей досрочной посадки корабля «Союз» до стыковки его с кораблём «Аполлон»;
- невывода корабля «Аполлон» на орбиту в течение пяти суток полёта корабля «Союз».
Члены основных и вторых экипажей по программе совместного
советско-американского экспериментального полета "Союз" - "Аполлон" в
Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.
При сближении на орбите активная роль отводилась кораблю «Аполлон».
Космический корабль "Союз-19" в полете.
Фото американских астронавтов с космического корабля "Аполлон".Крупную проблему при стыковке кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. «Аполлон» проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 мм ртутного столба), советские же корабли летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению близкой к земной. Для решения этой задачи к «Аполлону» приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры атмосферы сближались с советской. В «Союзе» же ради такого случая снизили давление до 520 мм.рт.ст. При этом командный модуль «Аполлона» с одним оставшимся там астронавтом герметизировался.
Запуск обоих кораблей прошел благополучно.
Космический корабль "Союз-19" на стартовой площадке космодрома Байконур.
Экипаж космического корабля "Союз-19" Алексей Леонов и Валерий Кубасов на космодроме Байконур перед стартом 15 июля 1975 года.
Старт Аполлона 15 июля 1975 г.
17 июля 1975 года в 16:12 по Гринвичу корабли успешно соединились на орбите. Потянулись минуты выравнивания атмосфер. Наконец люк отдраили, и Леонов со Стаффордом пожали друг другу руки через шлюзовой тоннель, проигнорировав, по-видимому, не действующую в космосе русскую примету «через порог не здороваются».
Вот это историческое рукопожатие в космосе
Состыкованные корабли находились на орбите почти двое суток. Экипажи знакомились с оборудованием товарищей, проводили научные эксперименты и довольно много внимания уделяли телетрансляциям на Землю.
Леонов и Стаффорд в космосе
Не обошлось и без традиционных подначек. Алексей Леонов перед телекамерами с серьезнейшим видом вручил американцам тюбики, в которых, судя по надписям, содержалась водка, и уговорил коллег выпить, хотя и «не положено». В тюбиках, естественно, была не водка, а обычный борщ, этикетки же известный шутник Леонов наклеил заранее.
Вот они, тюбики с "водкой" и тост за успешную стыковку
Страстью Леонова было рисование, которое он не оставлял и в космосе.
Леонов показывает нарисованный им карандашный портрет Стаффорда
Последовала расстыковка, а потом «Союз-19» через два витка вновь соединился с «Аполлоном», отрабатывая использование стыковочного узла. Здесь активную сторону играли американцы, и Слейтон, руливший двигателями, случайно дал сильный импульс, перегрузив выдвинутые и уже защелкнувшиеся амортизаторы «Союза». Спас многократный запас прочности штоков стыковочного узла.
Мемориальная плитка, собранная космонавтами на орбите
«Политический полет» закончился сравнительно удачно, несмотря на возникавшие сложности. «Союз» ушел на обратно на Землю, а «Аполлон» еще трое с лишним суток находился на орбите, и лишь потом приводнился в Тихом океане. При посадке американский экипаж спутал последовательность процедур включения, в результате чего в кабину начало засасывать выхлоп ядовитого топлива. Стаффорд успел достать кислородные маски и надеть себе и потерявшим сознание товарищам, помогла и оперативность спасательных служб. Тем не менее, риск был огромен: по свидетельствам врачей, астронавты «схватили» 75% летальной дозы (данные из мемуаров Слейтона, официально такая информация не сообщалась). Кроме того, не сработали надувные баллоны, которые должны были перевернуть спускаемый модуль в нужное положение, и астронавты дожидались прибытия судна поддержки в перевернутом вверх ногами помещении.
Экипаж "Аполлона" на корабле поддержки "Нью-Орлеан"
Символическая картина, изображающая полет, написанная Бертом Уинтропом из
Rockwell International Space Division, Downey, California
В середине 1970-х космонавтов и астронавтов еще встречали как героев.
Встреча в США. В первой машине (справа) командир корабля "Союз-19", летчик-космонавт
СССР, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов. Во второй машине (в
центре) борт-инженер, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского
Союза Валерий Кубасов.
Встреча на космодроме Байконур членов экипажей корабля "Союз-19" с
коллективом испытателей и стартовиков, готовивших к полёту
ракетно-космическую систему.
Американский астронавт Вэнс Бранд, советские космонавты, члены экипажа
корабля "Союз-19" Валерий Кубасов и Алексей Леонов, командир "Аполлона"
Томас Стаффорд (слева направо) оставляют на память на дорожке из цемента
слепки следов. Город Омаха, штат Небраска.
Участники полета встретились с руководителями обоих государств.
Президент Дж.Форд разговаривает по телефону с экипажами Аполлона и Союза, находящимися на орбите, 18 июля 1975 года
Встреча генерального секретаря ЦК КПСС Л.Брежнева с советским и американским экипажами космических кораблей "Союз-19" (Алексей Леонов, Валерий Кубасов) и "Аполлон-18" ("Apollo", Thomas Stafford, Donald Slayton, Vance Brand), совершившими стыковку в космосе (24 минуты).
You can watch this video on www.livejournal.com
Леонид Ильич, в необычайно приподнятом настроении по поводу успешно проведенной международной операции в космосе, с самого начала встречи много шутил, улыбался, пребывал в состоянии чрезвычайного оживления. Объятия и рукопожатия, обмен подарками, позирование для приглашённых фотографов и прессы, после чего стороны сели за большой «стол переговоров».
«Ну, как вы там кувыркались? И какими смешными мы выглядели для вас там, сверху?» Такими вопросами тов. Брежнев начал своё приветственное слово, без помощи заранее записанной речи на бумаге. Перед нами редкая возможность услышать и увидеть живую, колоритную речь советского лидера.
«Я вас прославляю каждодневно», сообщил Леонид Ильич, размахивая пачкой сигарет «Союз-Аполлон» - реклама, о которой могла бы лишь мечтать любая компания.
«Эх, сейчас бы им селёдочки и поллитра, раз!», эмоционально выразил советский лидер своё сочувствие стеснённому положению космонавтов на орбите.
«Если Советский Союз и Америка смогли сотрудничать в такой сложной области, как космос, то уж на земле наверное в 1000 раз легче наладить сотрудничество».
Полет стал символом советско-американского сближения, однако он оказался одним из последних шагов навстречу друг другу перед новым охлаждением и последним витком холодной войны. Этот полет был последним и для программы "Аполлон" - после этого несколько лет американцы готовились к запуску проекта возвращаемых космических кораблей - шаттлов.
Участники полета регулярно встречаются на протяжении десятилетий, прошедших с той поры. В июле 2010 года они съели торт в Москве (Слейтона с ними уже нет - он умер в 1993 году):
Память же о полете, взбудоражившим воображение, живет. Сегодня не очень понятно, что стыковка в космосе - технологически, конечно, меньшее достижение, чем выход человека в космос или полет на Луну - в то время казалась не менее фантастической в силу политических причин. Советско-американское сотрудничество в области самых передовых технологий символизировало прорыв навстречу друг к другу и обещало гораздо лучшее будущее, чем виделось незадолго до этого.
Стыковочные модули Аполлона и Союза, выставленные в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне (это не те модули, что побывали в космосе, а те, что использовались в тренировках)
Газета "Известия" с сообщением о совместном полете
Марка почты СССР, посвященная полету
Марки американской почты, посвященные полету
Сигареты "Союз-Аполлон"
и, наконец, реакция журнала Playboy
на советско-американскую стыковку в космосеИсточники:
Константин Богданов. "Союз-Аполлон": стыковка времен разрядки,
Проект "Союз"-"Аполлон" (ФГУП ЦНИИТМаш),
Союз-Аполлон. Встреча Л.Брежнева с экипажами,
Экспедиция "Союз-Аполлон" на фотовыставке РИА Новости в ГУМе,
ЖЖ Ивана-Борисова,
wiki, фотогалерея НАСА, посвященная программе