Иртеньев прокомментировал новости об индейских вождях. Получилась у него не то "Песня о Гайавате", не то "о буревестнике":
...
Если даже у чероки
Для нацлидера законом
Ограничен срок правленья,Почему ж тогда в России,
Что коленно-локтевую
Поменяла нынче позу
На державную осанку,
Нас разводят Черный Пояс,
Он же Гордый Буревестник,
Вместе с Плюшевым Медведем
Среди бела дня прилюдно,
Словно лоха на базаре?»
Я скажу вам, я отвечу:
«Потому, что нам, гагарам,
Недоступно и не нужно
Избирательное право,
И любое чудо в перьях,
Что вождем себя объявит,
Будет править здесь до гроба.
А как звать его - неважно,
Пусть хоть Рваная Резинка».
Для справки: Великий вождь Секвойя (это в честь него было названо дерево, а не наоборот, как можно подумать) не только изобрел слоговый алфавит, используя латинские и некоторые другие (греческие, возможно кириллические или греческие) буквы (это единственный в писанной истории случай самостоятельного создания оригинального письма прежде бесписьменным народом; - буквы, заимствованные не знавшим английского Секвойей, означали совсем другие звуковые сочетания), но и поучаствовал в создании конституции племени чероки, согласно которой был создан двухпалатный совет племени и введены выборы вождя на ограниченный срок. Это произошло в 1827 году, вскоре после признания племенем алфавита Секвойи.
Вот он, Секвойя, со своим алфавитом.
А вот и алфавит чероки. На нем в XIX веке выходила газета "Чероки финикс"
Это я к чему? А к тому, что вовсе не обязательно ждать чуда сверху или заимствовать изобретения у соседей. Хорошо бы нам, как обществу (принципиально - обществу, а не государству) поверить в себя.