В развитие рассуждения
о текущем моменте.
Исходим из того, что в активной части общества противников (недовольных) действующей власти больше, чем сторонников, однако не все из них готовы высказать свое неприятие открыто (зависимы - через системы собственности, должностей/кормлений и т.п.), еще меньше - готовы к любого рода активным действиям (к проявлению инициативы).
В чем дело? В том, что
1) действующая политическая система (отдельное спасибо
кавалеру медали Столыпина) сконструирована таким образом, чтобы исключить возможность институционализации протеста. Иначе говоря, институты «загоняют» политиков в структуры, подконтрольные Кремлю, препятствуя самому зарождению институтов неподконтрольных.
2) широко распространено убеждение (подтверждаемое регулярными опросами общественного мнения), что «молчаливое большинство» - на стороне Путина и ЕР.
Есть ли из этой ситуации выход?
Варианты выхода представляются такими:
1) откол части элиты - достаточно большой части, чтобы ее нельзя было сразу же поодиночке маргинализовать, как это произошло с Касьяновым. Это может быть только демонстративным шагом (скажем, Кудрин, Дворкович, еще несколько знаковых фигур объявляют о нелегитимности власти (или - проще - решения тандема о рокировке) и называют причины, - для объявления о создании ими собственной партии уже поздновато; либо - Верховный или Конституционный суд принимают подобное решение; как вариант - декларируется необходимость пересмотра Конституции с целью ограничения президентской власти). Вариантом могла бы быть смена лидеров в одной из парламентских партий (особенно перспективна в этом смысле КПРФ, но неожиданные варианты могут быть даже в ЛДПР) и переход партии на позиции реальной оппозиционности. В любом случае, количество и суммарный «вес» таких диссидентов должен быть достаточен для того, чтобы создать гравитацию в элите и породить надежды на альтернативу.
2) народные выступления, вызванные экономическим кризисом и усугубленные разочарованием в итогах голосования (подсчета голосов) 4 декабря. Вряд ли такие выступления могут начаться повсеместно, но наибольшее значение имеют, конечно, столицы и крупные города. Массовые митинги могут сами сыграть роль спускового крючка дезертирства элит.
С одной стороны, эти варианты представляются маловероятными. С другой - их вероятность сегодня отлична от нуля (а если сравнить с 2007 годом, так это вполне обсуждаемые сценарии).
Любой из этих сценариев лучше того,
что ждет страну в случае 6-12-24 лет правления ВВП.
Окно возможностей открыто до марта.