Субботу (вчера) опять провел вдали от дома, но пропускать сюжет не будем. Поскольку был в Урюпинске, где на кафедре нашего филиала можно увидеть любовно украшенный стенд "Хороша страна Казакия!", то и сегодня запись - о казаках.
О тех казаках (правда, не донских, а кубанских), что оказались на чужбине после революции, и зарабатывали на жизнь джигитовкой...
Итак, отрывок из воспоминаний кубанского казака Г.А.Солодухина о начале гастролей казаков в США (от
kazagrandy via
alex_hedin) :
"Итак, наша казачья артистическая труппа в Нью-Йорке. Первое впечатление от города неважное - он показался очень грязным. Но ночью, с его многоцветными электрическими рекламами, он показался мне самым красивым городом в мире.
Первое наше представление началось в середине июня в «Мэдисон Сквер Гарден». Наша финансовая компания купила для нас лошадей большей частью не выезженных. Дрессировать их и заниматься репетициями было негде.
Наняли плохое место с малым манежем в «Рейдинг Академи», то есть в «школе езды». И мы открыли свое первое представление с сырыми, не втянутыми в работу лошадьми. Площадь в «Мэдисон Сквер Гарден» была мала - в длину всего 220 футов, значит, около 31 сажени. Скажу откровенно: для такого города, как Нью-Йорк, избалованного лучшими мировыми артистами, наши представления в течение двух первых недель были слабыми, пока мы «не обломали» своих лошадей, да и сами себя не втянули в работу. Но наш успех зависел именно от первых 6-7 дней, когда зал был полон публики. Все места были заняты.
И конечно, на первые представления прибыли репортеры всех газет. Вот они в своих газетах и высказывают свое мнение и свой взгляд о любом представлении. Им, как опытным а своем деле людям, публика верит. И с первых же наших представлений эти репортеры стали нас «крыть» ужасно. Нас смешали с грязью... После такой критики недели две пришлось выступать «для пустых стульев» - публики было 500-600 человек, не больше, а в помещении было более 12 тысяч мест. К тому же и дело было плохо поставлено нашими финансистами.
Казаки-артисты на крыше высотного дома возле "Мэдисон Сквер Гарден".
Нью-Йорк, 1924 годПосле трехнедельных представлений в Нью-Йорке нашу труппу перевезли в город Кливленд, в штате Огайо. Там мы выступали в закрытом помещении. Но площадь для нашей работы здесь была еще меньше, чем в Нью-Йорке (короче на 20 футов). Но к этому времени наши лошади втянулись в работу и теперь представления были хороши, как говорится, на все сто процентов. В каждом сеансе мы имели большой успех. Все места для зрителей были заняты.
Выступали там семь дней. Реклама была рассчитана также на семь дней. Но затем нашу труппу уже без всякой рекламы оставляют в Кливленде еще на семь дней. Пошли слухи, что умер президент «Муви Капитал Корпорэйшен», который лично субсидировал нашу труппу. И только мы закончили выступать эту вторую неделю, как получили приказ: расходиться... компания вас дальше не везет.
Появились новые слухи, что на днях нас будут отправлять обратно во Францию. Многие из нас стали разбегаться - кто куда. Уезжали в другие города, чтобы скрыться куда-нибудь подальше, чтобы нас не разыскали и не отправили бы обратно во Францию. Сотник Проценко и инженер Мелихов стали нас уговаривать, объясняя, что, мол, бояться нечего и куда вы, дескать, бежите. Мы имеем визы на целый год. и никто не имеет права вывезти нас отсюда. Мы имеем контракт со студией «Метро-Голдвин-Майер» и с 1 октября выезжаем в Голливуд, в штат Калифорния, где будем сниматься в картине «Казаки» по роману Л.Н. Толстого.
Но уговоры все равно не подействовали. Больше половины людей разбежалось.
Убегали чаще музыканты, певцы и танцоры и всего несколько джигитов. Нас осталось не больше пятидесяти.
Наши «старшие» Проценко и Мелихов достали для нас работу. Через четыре недели наша потрепанная труппа была доставлена для джигитовки на всемирную выставку в городе Филадельфия, в штате Пенсильвания. На этой выставке наш успех был средним. Проработали здесь недели три, и труппа выехала джигитовать на ярмарках.
Эти ярмарки в Америке называют «феры». Каждый штат устраивает их раз в году. Они устраиваются главным образом для фермеров, и вот на одну из таких ярмарок мы прибыли в город Сант-Луис в штате Миссури. Мы приехали туда через неделю после открытия ярмарки, и в нашем распоряжении была, таким образом, неделя.
В Сант-Луисе мы имели колоссальный успех, несмотря на то что каждую ночь лил дождь и нам пришлось джигитовать в грязи.
Ввиду такого успеха по радио и в газетах было объявлено, что ярмарка продлится еще неделю. В это время сотник Проценко уехал в Голливуд просить, чтобы студия «Метро-Голдвин-Майер» перевезла нас туда. И только мы закончили свою работу в Сант-Луисе, как ночью получили телеграмму от Проценко: «Постановка картины «Казаки» откладывается на год. Казаков пока не берут. Поэтому расходись - кто куда хочет. Но присылайте мне свои адреса, и, когда понадобится, я выпишу вас сюда, в Голливуд».
И наши казаки начали расползаться как муравьи. Но мы, 11 неугомонных джигитов, не согласились так легко отказаться от своего артистического призвания.
Мы решили самостоятельно ехать в Голливуд. Сообща купили три автомобиля, и, хотя все мы никогда ими не управляли, никогда не сидели за рулем и не держали в руках ничего, кроме казачьей уздечки, мы, отчаянные джигиты, двинулись в Голливуд, до которого от Сант-Луиса было свыше 2 тысяч миль. Вот кто выехал: войсковой старшина А.Г. Хлус с женой и сыном Юрой; Сокол Михаил, Лашко Григорий, Ерышов Федор, Стадник Андрей, Штыклецкий Яков, Сахно Никита, Копыл Иван с женой, Избенко Макар, я и сотник Терского войска Крот Александр с женой.
В то время в штатах Оклахома, Техас, Нью-Мексика и Аризона дороги были очень плохие. В дороге с нашими машинами было много аварий. Было много починок. И мы, измученные таким путешествием, на 18-е сутки с трудом прибыли в Голливуд, в штат Калифорния.