По дороге из отпуска забежал в Москве в "Фаланстер", купил очередной номер "Пушкина". Кроме интересной статьи
amoro1959 , там содержится и совершенно замечательная подборка рецензий на книги об Университете. Их можно цитировать и цитировать - чем я в этой записи и займусь.
"Легко переносится на российскую почву и тезис о том, что совершенство, не имеющее ясного содержания и являющееся произвольным относительно целей образования, становится универсальным инструментом администрирования внутри университета. Вузы в России создают сегодня отделы "управления качеством", которые непрерывно производят многочисленные инструкции, содержащие указания на то, какая работа вуза и преподавателей признается хорошей, а какая не признается вовсе. Стремление соответствовать этим критериям выхолащивает содержание из научной и преподавательской деятельности так успешно, как это не мог бы сделать прямой запрет на преподавание и исследование. ..."
"...Введение интернет-тестирования студентов в качестве обязательного условия аттестации вуза и расчета его рейтинга - это куда более успешная атака на критическую мысль в стенах и пространстве Университета, чем любой прямой контроль над содержанием образования..."
"И наступление рынка на образование в России - это не просто эволюция Университета как социального института, не просто трансформация системы. Это приведение всех социальных подсистем к общему рыночному знаменателю. Превращение права в услугу, благо, доступ к которому внешне свободен от идеологического контроля государства, но жестко ограничен рынком..." (Анна Очкина).
"Ни одна из многочисленных работ о мотивации ученых не выдвигает деньги на одно из первых мест, что вполне понятно, поскольку люди, для которых главное в жизни - деньги, занимаются не наукой, а деятельностью, специально направленной на их зарабатывание, - бизнесом... Словом, люди, для которых главное - деньги, наукой не занимаются по определению, в то время как программы рыночного преобразования отечественной науки рассчитаны именно на таких людей, в чем заключена очередная российская нелепость" (Юревич А.В., Цапенко И.П. Наука в современном российском обществе, М., 2010. Цит.по рец. В.А.)
"...в университетской системе ученые-гуманитарии поставлены отнюдь не в равные условия. Жалование практических профессоров включает в себя наценку за упущенные возможности заработка за пределами университета, в то время как жалование гуманитария подразумевает скидку на интересный характер времяпровождения. Подобно тому, как в иных индустриях существуют надбавки за вредность, в гуманитарной сфере действует скорее противоположный закон - вычеты за полезность. Гуманитарий естественным образом более заинтересован в предмете своего исследования и более им удовлетворен (что не обязательно равнозначно удовлетворенности профессией), и университет может спокойно паразитировать на его неоплаченных вдохновениях. ..." (Вадим Россман)