Ну вот, кажется, дождались: среди первых шагов новой власти на Украине - пересмотр учебников истории. В центре событий - министр образования и науки Дмитрий Табачник.
Вот некоторые его высказывания последнего времени:
(Из интервью "Российской газете"):
Я отвергаю и буду отвергать попытки навязать стране только одну идеологию, только один набор взглядов. Я отвергаю и буду отвергать попытки, скажем, создать из любого соседа Украины, из любой страны, с которой у нас есть дипломатические отношения, образ врага. Это относится и к России, и к Польше, и к Турции, и к Словакии, и к любому другому государству. Я вообще глубоко убежден, что истинный патриотизм заключается в добросовестном, честном исполнении своего дела и честной уплате налогов в казну государства. Это для меня два самых главных критерия патриота. Мы будем работать с Россией и с Соединенными Штатами одинаково открыто, доброжелательно. Единственное, о чем я могу сожалеть, что общественные неправительственные организации США намного активнее в Украине, чем российские.
РГ : Разрешите вопрос, с которым постоянно сталкиваются журналисты. Как, с вашей точки зрения, правильно писать - в Украине или на Украине?
Табачник : Традиционная форма русского языка предполагала - на Украине. Потом началась ломка языка в годы независимости. И нормой правописания сделали - в Украине. Причем именно националистически настроенные ученые все время в это написание вносили политическую подоплеку, что, дескать, НА - это когда на территории. А В - это в стране. Но я хочу сказать, что всю жизнь по правилам правописания пишется - "в Сибири", "в Приморье". Но это не значит, что существуют некие государства - Сибирь или Приморье. Грамотно писать "на Кубе", "на Мальте", что не означает сомнений в существовании этих государств. Мне кажется, что в нормальном общении абсолютно нормально употреблять и тот, и другой предлог, кому как удобно. Говорите - в Украине, говорите - на Украине. Мы вас все равно поймем.
...
Что же касается учебника, то мы об этом говорили с замечательным российским ученым-историком академиком А.О. Чубарьяном. Написать общий учебник для школ России и Украины очень сложно и вряд ли возможно. Разные курсы преподавания, разное количество часов. Наверное, нужно пойти более конструктивным путем и сделать общее учебное пособие для учителей.
Мы договорились, что академик Чубарьян сформирует группу специалистов в рамках совместной комиссии историков Украины и России. И в конце мая - начале июня приедет в Киев. Мы попросим украинскую часть этой комиссии сформировать рабочую группу. Так мы выйдем не просто на единый учебник, на единый какой-то текст, а на учебное пособие для учителей истории, где попытаемся сформулировать общий взгляд не на весь процесс российско-украинских отношений, а на самые болезненные, трудные проблемы, которые, скажем, в Украине подвергались политической коррекции в угоду личной позиции Виктора Ющенко. Кроме того, министерство образования Украины начало работу над концепцией преподавания истории в школе, которая затем будет перенесена на концепцию преподавания истории в вузе.
Главными составляющими этой концепции будут три постулата. Первое. Все события, все исторические персонажи, действовавшие на территории современной Украины, неотъемлемая часть украинской истории. И античные греки, и скифы, и киммерийцы, и Литовское княжество, и прославленные русские военачальники - фельдмаршалы Иван Паскевич и Иван Гудович. И министр образования, первый в истории нашего совместного в то время государства, украинец граф Петр Васильевич Завадовский. Это все части украинской истории.
Второй постулат. Мы хотим, чтобы преподавание истории было антропоцентричным. То есть, чтобы в центре стоял человек, человеческий социум и события излагались именно с такой точки зрения: что, например, любая война, победоносная для государства или проигранная, все равно была трагедией для миллионов граждан. То есть подавать историю через человека.
И третье. Это не должен быть учебник, который навязывает этноцентризм, такое этническое понимание государственности: от этноцентризма к национализму очень короткий путь.
Верю, что можно сделать объективный, честный учебник. Когда в прошлом я работал вице-премьером, то встречался с министром образования Соединенных Штатов Америки. Личная подруга Буша, она рассказывала о том, как в Америке все замечательно и демократично. Тогда я спросил: вот приходит школьник в Южной Каролине или Техасе в школу, берет учебник, там ему рассказывают о существовании национального героя генерала Ричарда Ли. А потом родители школьника переезжают в Огайо или в Мэн. Там ребенок открывает учебник, а в нем национальный герой уже генерал Грант или генерал Шерман, которые в пух и прах разгромили генерала Ли. Как же тогда быть? Моя собеседница заулыбалась. "Верно, - сказала она, - но зато у нас есть общие герои - наши великие отцы-основатели".
Я думаю, что преподавание истории должно строиться на человеческом факторе - человек в центре событий, и на позитиве. Мы должны предлагать действительно общенациональных героев, независимо от их этнического происхождения, если они действовали на территории Украины. А о болезненных и трудных фактах надо говорить правду. Был голод или, как говорят на Украине, голодомор величайшей трагедией? Да, был. Тоталитарный режим нанес удар по крестьянству? Да, нанес. От этой страшной трагедии полегли миллионы сельских жителей Украины, России, и Казахстана.
Но цифрами нельзя играть и врать. Потому что настоящие потери от голода знают и украинские, и русские, и американские, и европейские ученые. А когда мы каждый год по команде экс-президента Ющенко, множили число жертв, это напоминало отвратительную по своей сути пляску на костях. Я всегда спрашиваю: а если бы от голода умерло несколько тысяч человек? Разве это не трагедия? А разве то, что от голода в Украине умерло около 3,5 миллионов человек (это наиболее, на мой взгляд, научно корректная цифра) разве это не вселенская, планетарная трагедия? Зачем же приводить цифры в 10-12 миллионов погибших? Зачем приучать общество ко лжи? Надо говорить правду и о том, что среди украинцев (как и в других оккупированных странах) были коллаборационисты, сотрудничавшие с фашистами в годы Великой Отечественной войны. Это факт, и его не следует скрывать или затушевывать.
«Министры не переписывают учебники, они могут только обеспечить присутствие разных научных взглядов и объективный их отбор. Естественно, мы не будем выламывать руки авторам, но будем обязательно делать так, чтобы учебники базировались на объективных научных знаниях», - сказал он.
По словам министра, в Украине заканчивается работа над концепцией преподавания истории в школах.
Табачник сообщил, что Минобразования будет заниматься гуманизацией, деполитизацией образования в Украине, а также планирует вернуть научный термин «Великая Отечественная война», поскольку историки прекрасно понимают, что это понятие не тождественно термину «Вторая мировая война».
«История не бывает правильной или неправильной, бывает честно написанной или не честно», - сказал он.
По мнению Табачника, попытка под государственном давлением менять акценты в школьных учебниках более опасна, чем научные дискуссии, во время историки могут высказывать разные мнения.
Он подчеркнул, что попытки реабилитировать на государственном уровне коллаборационистов недопустимы.
Из интервью BBC:
"Относительно содержания учебников, я думаю, что учебники по истории обязательно должны также опираться на новую концепцию… Ученые предлагают построить преподавание истории на принципе антропоцентризма. То есть, в центре человек, а не государство", - добавил он.
«Первое - мы должны считать все исторические события, которые происходили на территории современной Украины, неотъемлемой частью украинской истории. Второе - мы должны отказаться от этноцентризма. То есть, этнического подхода, преувеличения и гиперболизации государства, милитарных аспектов преподавания истории. И третье - я также с этим соглашаюсь - ученые предлагают построить преподавание истории на принципе антропоцентризма. То есть, в центре человек, а не государство», - заявил Табачник.
«И даже победная война, любая, XVII век или позже - это победа государства, а людям она несла страдание. Я думаю, что вот с такими подходами, с новой концепцией мы обязательно сможем и деполитизировать, и сделать учебники объективными, гуманными. А еще одно хочу сказать, что украинофилия или «украинолюбие» нужно понимать как Коцюбинский, как Лысенко, как тот же Нечуй-Левицкий. Когда украинофил не предусматривает и в интеллигентном виде не допускает полонофобии или русофобии», - сказал министр.
Видеомост:
Министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник предлагает вернуть в учебники по истории термин Великая Отечественная война (ВОВ). Об этом он заявил во время видеомоста Москва - Минск - Киев - Кишинев - Ереван на тему «Наша общая Победа: Великая Отечественная война - историческая память и современное общество», сообщает корреспондент «Росбалта».
«Наше правительство начало работу по психологической поддержке ветеранов. Мы вернемся к понятной для ветеранов, их детей и внуков системы координат, когда ветеранов перестанут психологически травмировать в День Победы, называя войну второй мировой, забывая напрочь термин ВОВ», - в частности, отметил министр.
По словам Табачника, в учебники истории также будет возвращен термин ВОВ. «Мы должны честно и прямо говорить, что все постсоветское устройство мира и весь универсум построены на признании и почитании Великой победы», - заявил он.
Давние оппоненты "переписывания истории" также оживились.
Украине необходимо отказаться от этноцентризма в написании учебников по истории. Как передает корреспондент «Росбалта», об этом в ходе пресс-конференции в Российском центре науки и культуры в Киеве заявил директор Института археологии Национальной академии наук Украины (НАНУ) Петр Толочко.
«Проблема этноцентризма в истории во время «оранжевой» власти на Украине не могла быть решена… Мне кажется, мы увлеклись поиском своей идентичности в глубине веков. И сегодня мы пытаемся разорвать наше древнее общее начало. Этот этнический подход к истории пагубный. Это ведет к раздорам», - считает Толочко.
В то же время он подчеркнул: «Крайне важно, чтобы мы отошли от этноцентризма и мифов. В первую очередь - от мифа о том, что украинцы произошли от трипольцев и скифов, что Русь была исключительно украинской и все было хорошо, но тут на голову в 17-м веке нам упали москали. И с этого момента начинается черный миф украинской истории... Украину из субъекта исторического процесса превратили в объект. По сути, мы ничего не создавали, ни за что не отвечаем, не несем ответственности, все делали москали. Именно это прописано сегодня в учебниках по истории. На мой взгляд, эти учебники - просто шулерство».
При этом Толочко обратил внимание на то, что «Украина никогда не была колонией ни в царское, ни в советское время». «Ведь в политической элите хохол был всегда на втором месте, а во времена СССР иногда и на первом… Поэтому чрезвычайно важно уяснить, что ни одного дня Украина не была колонией», - сказал он.
Также Толочко считает, что сегодня «в отношениях Украины и России открылось окно, что дает основания утверждать, что будет более взвешенный подход».
В ответ оппозиция, еще недавно стоявшая у власти, попыталась отправить Табачника в отставку:
Лидер депутатской группы «За Украину» Вячеслав Кириленко (НУНС), отметил: «Можно иметь ученые степени, но ненавидеть Украину… И даже если сегодня мы не проголосуем за постановление об увольнении украинофоба Табачника, то я лично сегодня зарегистрирую новый документ об его увольнении, и мы будем это делать до тех пор, пока этот человек не оставит в покое сферу образования и Украину в целом».
Следует отметить, что в ходе обсуждения проекта постановления депутат от БЮТ Владимир Яворивский назвал назначение Табачника «тотальной ошибкой Партии регионов». По его мнению, «это человек недостоин занимать такую должность».