Я уже
как-то писал о том, что в США содержание образования определяет избранный совет: отсюда "обезьяньи процессы", с одной стороны (в Советах по образованию заседают не ученые, а представители большинства с собственными "тараканами в голове"), но и трудность с внедрением единой "идеологии" в масштабах страны. Например, для жителя Массачусетса то, что описано в сегодняшней "Нью-Йорк таймс" выглядело бы либо как фарс, либо как кошмар:
Техасские консерваторы выиграли битву за учебный план
Джеймс МакКинли, Остин, Техас.
После трех дней бурных заседаний, Совет по образованию штата Техас (Texas Board of Education) в пятницу утвердил учебные программы по общественным наукам, которые поставят штамп консерватизма на учебники по истории и экономике, подчеркнув превосходство американского капитализма, подвергнув сомнению приверженность отцов-основателей США принципу светского правления и представив республиканских политических философов в более позитивном свете.
Голоса разделились в соответствии с партийной принадлежностью членов совета - 10 против 5.
Влияние Совета по образованию, члены которого избираются населением Техаса, простирается далеко за пределы штата, поскольку Техас является одним из крупнейших покупателей учебных пособий. В цифровую эру, однако, это влияние несколько уменьшилось, поскольку технология сделала более простым делом для издательств "кроить" учебники по лекалам каждого штата.
В последние годы члены Совета были заняты идеологической борьбой между блоком консерваторов, подвергающих сомнению дарвиновскую теорию эволюции и считающих, что отцов-основателей вдохновляли прежде всего христианские принципы, и горсткой демократов и умеренных республиканцев, которые стремились сохранить преподавание дарвинизма и разделение церкви и государства.
Начиная с января текущего года республиканские члены Совета приняли более 100 поправок к 120-страничным образовательным стандартам, которые повлияют на преподавание истории, социологии и экономики в классах от начальной до старшей школы. Стандарты были предложены комиссией, состоявшей из учителей.
"Мы добавляем баланс", - сказал д-р Дон МакЛерой, лидер консервативной фракции Совета, после голосования. "История была перекошена. Наука слишком перекошена влево".
Битвы по поводу того, что включать в пособия по естественным наукам и истории, происходят в течение многих лет в 20 штатах, где Советы по образованию должны утверждать учебники, особенно в Калифорнии и Техасе. Но редко в последнее время группа консервативных членов Совета так резко меняла учебный план общественных наук.
Попытки членов Совета латиноамериканского происхождения включить в стандарт больше испаноязычных деятелей, которые могли бы стать ролевыми моделями для большого латиноамериканского населения штата, были последовательно отклонены, заставив члена Совета Мэри Хелен Берлангу возмущенно сказать после заседания, закончившегося поздно вечером в четверг: "Они могут делать вид, что это белая Америка, а испаноязычные просто не существуют".
"Они заходят слишком далеко, они не эксперты, они не историки", - продолжила она. "Она переписывают историю, не только историю Техаса, но историю Соединенных Штатов и всего мира".
Образовательные стандарты будут теперь опубликованы в бюллетене штата, открыв их для 30-дневного общественного обсуждения. Окончательное голосование состоится в мае, но принимая во внимание господство республиканцев в Совете, вряд ли в стандарт будет внесено много поправок.
Стандарты пересматриваются раз в десятилетие, и служат шаблоном для издателей учебников, которые должны будут представить Совету черновые варианты своих пособий через год. Состав Совета к тому времени изменится, поскольку д-р МакЛерой в этом месяце проиграл праймериз более умеренному республиканцу, а двое других членов - демократ и консервативный республиканец - объявили, что не будут участвовать в новых выборах.
В Совет входит семь консервативно настроенных членов, но к ним часто присоединяется один из других троих республиканцев в ходе наиболее важных голосований. На встречи не приглашаются ни историки, ни социологи, ни экономисты, хотя некоторые члены консервативного блока считают себя экспертами по определенным вопросам.
Консерваторы подчеркивают, что они пытаются исправить то, что они считают либеральными предубеждениями учителей, которые предложили учебный стандарт. С этой целью они сделали десятки небольших изменений, нацеленных на то, чтобы подвергнуть сомнению, среди прочего, такие концепции, как отделение церкви от государства и светский характер американской революции.
"Я отвергаю мнение левых о конституционности отделения церкви от государства, - сказал Дэвид Брэдли, консерватор из Бомонта, работающий с недвижимостью. - "Я готов заплатить 1000 долларов любой благотворительной организации по Вашему выбору, если Вы найдете мне, где об этом говорится в Конституции".
Они также включили параграф, чтобы быть уверенными, что студенты будут изучать "возрождение консерватизма в 1980-е и 1990-е гг., включая Филлис Шлафли, Контракт с Америкой, фонд "Наследие", моральное большинство и Национальную ружейную ассоциацию.
Д-р МакЛерой, стоматолог по образованию, продавил изменения в преподавании движения за гражданские права, добившись того, чтобы школьники узнавали о насильственных подходах организации "Черные Пантеры" в дополнение к принципам ненасилия д-ра Мартина Лютера Кинга. Он также настоял, чтобы в учебниках упоминалось о голосованиях в конгрессе по законам о гражданских правах, поддержанных республиканцами.
"Это было и заслугой республиканцев", - сказал он. "Думаю, это удивит некоторых школьников".
М-р Брэдли добился одобрения поправки, в которой сказано, что школьники должны изучать "неумышленные последствия" законодательства периода Великого общества, компенсационной дискриминации (affirmative action) и IX статьи (образовательных поправок 1972 года). Он также добился поправки, в которой подчеркивается, что не только японцы, но и немцы и итальянцы подвергались интернированию в США во время Второй мировой войны, таким образом, опровергая убеждение, будто причиной интернирования японцев был расизм.
Другие изменения отвечают на критику правых. Консерваторы, например, приняли поправку, требующую, чтобы история маккартизма включала информацию, "как впоследствии публикация документов проекта Венона подтвердила подозрения о коммунистическом внедрении в правительство США". Проект Венона включал расшифровку примерно 3000 сообщений между Советским Союзом и его агентами в Соединенных Штатах.
Мейвис Б. Найт, демократка из Далласа, предложила поправку, требующую, чтобы школьники изучали причины, по которым "отцы-основатели защищали религиозную свободу в Америке, запретив правительству способствовать или препятствовать распространению какой-либо одной религии".
Она было отклонена голосованием, разделившим членов Совета по партийной принадлежности.
После голосования мисс Найт сказала: "Консерваторы извратили точную историю, чтобы провести свою собственную повестку дня".
В экономике поправки добавили Милтона Фридмана и Фридриха фон Хайека, двух ведущих защитников теории свободного рынка к обычному списку экономистов, включавшему Адама Смита, Карла Маркса и Джона Мейнарда Кейнса. Они также заменили слово "капитализм" во всем тексте словосочетанием "система свободного предпринимательства".
"Давайте признаем, слово капитализм несет негативные коннотации", - сказал один из консервативных членов Совета, Терри Лео. "Ну, вы знаете, "капиталистическая свинья!".
В области социологии, другой консервативный член Совета, Барбара Каргилл, добилась принятия поправки, требующей преподавания "важности личной ответственности за жизненный выбор" в разделе о подростковых самоубийствах, насилии на свиданиях, сексуальности, использования наркотиков и неправильном питании.
"Социология стремится обвинять во всем общество", - сказала мисс Каргилл.
Даже курс мировой истории не избежал скальпеля Совета.
Синтия Данбар, юрист из Ричмонда, являющаяся строгим конституционалистом и уверенная, что нация была основана на христианской вере, сумела исключить Томаса Джефферсона из списка мыслителей, чьи работы вдохновили революции в конце XVIII и XIX вв., заменив его Св. Фомой Аквинским, Джоном Кальвином и Уильямом Блэкстоуном. (Консервативные члены Совета недолюбливают Джефферсона за то, что он придумал термин "отделение церкви от государства").
"Просвещение не было единственной философией, на которую опирались эти революции", - сказала мисс Данбар.
New York Times, March 13, 2010. P. A10 of the New York Edition.