Министр Фурсенко поздравил подведомственных ему преподавателей с новым годом:
"Если за три года, по нашим оценкам, количество студентов в России уменьшится почти в два раза за счет демографии, это означает, что произойдет высвобождение кадров. Я обращаюсь к профсоюзам: нам вместе с вами надо готовиться и думать о том, как трудоустраивать этих людей"
(
Read more... )
1. Вал бумажной отчетности, захлестнувший через пределы реального - приходится выбирать между работой и отчетом;
2. Повторяющиеся угрозы "сократить вузы до 200", уволить значительную часть преподавателей, при том, что критерии "отсева" формулируются либо совсем размыто, либо не формулируются - что держит преподавателей в стрессовой ситуации уже несколько лет;
3. Невладение такой, в общем, довольно важной информацией, как уровень заработка основного звена подотчетных преподавателей (об этом много писал homo_ineruditus, в том числе в ТрВ).
4. Реформирование системы университетов, при котором за базовый элемент системы берется вуз, а не программа, и тем более не преподаватель или студент; вкупе с очень сложной внутренней мобильностью в стране - еще пара телодвижений в этом ключе, и новая волна востребованных ученых из провинциальных университетов окажется за границей.
Потому не могу относиться к его руководству министерством положительно.
Что же до предложения решений - тут много чего напредлагать можно. По теме поста: посмотреть на то, что случилось со школами, пережившими аналогичную демографическую яму. В конце 1990-х много учителей отправили на пенсию, сократили - детей не было. Теперь дети есть; оставшиеся учителя работают на несколько ставок (тем самым зарабатывая больше, конечно, но так работать нельзя). Но кадров не хватает. А если сегодня разогнать вузовских преподавателей - что будем делать, когда пройдут эти критические три года? Надо было бы, напротив, подгадать под эти три года главные реформы (болонскую и связанные с нею): не увольнять преподавателей, а нагрузить их разработкой рабочих программ по новым требованиям, снизить "горловую" нагрузку и тем привести наши университеты хотя бы в какое-то соответствие с мировым уровнем...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Или же пусть объяснит, откуда должна, по его представлениям, браться еще "половина" заработка преподавателя (которого сейчас нагрузили таким количеством бессмысленных бумаг, что на эту вторую половину не должно оставаться времени физически). Мне, например, видны только гранты РГНФ и РФФИ. Размер гранта РГНФ после вычета накладных расходов университета и всех налогов, составляет в год менее 100 тыс., т.е. даже если это на одного человека - то менее 8 тыс. в месяц (если на двоих - то по 4, и т.д.). Но это у очень активных и удачливых преподавателей; не на каждой кафедре есть такие гранты (правда, на некоторых кафедрах их по несколько).
Помимо этого остается репетиторство (значительная часть которого для вузовского преподавателя - во всяком случае, до введения ЕГЭ - всегда была "на грани" взятки). И еще иностранные гранты, которых все меньше, а на получателя смотрят как на "шакалящего у иностранных посольств".
Возможно, есть заказы у какой-то части преподавателей-инженеров, не знаю. Но что у гуманитариев и обществоведов? (выборы, на которых некоторые ухитрялись зарабатывать, и те отменили).
Reply
Leave a comment