Образовательная бюрократия, болонская и отечественная...

Sep 02, 2009 20:44

Пара ссылок на рецензии из удачного, я считаю, проекта - возобновленного журнала "Пушкин", который теперь печатает исключительно книжные обзоры. В третьем номере за этот год рецензируются несколько книг по проблемам образования:

Михаил Маяцкий. От Болоньи до Болоньи, или Тупиковый процесс.

...Как показывает Кристиан де Монлибер в "Кошмаре Гумбольдта", речевое поведение университетских сотрудников резко разводит их на ностальгических упрямцев, по-прежнему собирающихся в университете учить и исследовать, и тех, кто быстро овладел новоязом и научился умело тасовать «культуру качества», «экспертизу», «эффективность», «рентабельность», «диверсификацию предложения», «вызовы современности» и пресловутый «рынок образовательных услуг» (выражение, которое, кстати, особенно привилось в России, повергая произносящих его чиновников в состояние блаженно-оргазмического оцепенения). По обреченному облику упрямцев заметно, что это вымирающая тупиковая ветвь университетской эволюции. Однако именно эти жалкие обломки старорежимной учености, видимо, свидетельство того, что реформа идет плохо. Не в силах поднять голос и уж во всяком случае заставить к этому голосу прислушаться, они тихо саботируют Болонский процесс, отказываясь признавать единую валюту баллов и участвуя в (само)аттестациях и прочих канцелярских играх левой ногой. Это не может не внести веселой ноты в чтение данных более чем печальных анализов. Болонская реформа необдуманна, бессмысленна и вредна, но, к счастью, она буксует. Право ее саботировать - это, кажется, всё, что осталось от когдатошней университетской свободы.

Юрий Зарецкий. Высшее образование сегодня.

...Представим невероятное: какими-то мудрецами-академиками по заказу государства разработаны идеальные, соответствующие «последнему слову мировой науки» типовые учебные планы для российских университетов по всем научным дисциплинам. Что будет с этими идеальными типовыми учебными госпланами дальше? Начнется их экспертиза, процесс согласования и утверждения в различных ведомствах, потом «спуск» на уровень вузов, обсуждение на заседаниях ученых советов, на факультетах, кафедрах, затем разработка программ соответствующих курсов преподавателями, утверждение этих программ в УМО. И вот, наконец, свершается - лет эдак через пять преподаватель входит в студенческую аудиторию и начинает вещать студентам о «последнем» слове мировой науки, которое, как нетрудно догадаться, к этому времени уже станет, по меньшей мере, «предпоследним». Абсурдность этой модели управления содержанием высшего образования состоит еще и в том, что предполагает, будто Мудрое Государство знает лучше университетского профессора, что, в каком объеме и даже по каким учебникам ему следует преподавать. Причем именно в той области науки, в которой этот профессор сам работает. Роль его, таким образом, фактически сводится к роли транслятора знаний - как и гимназического учителя XIX в. Мудрое Государство как бы говорит ему: пиши свои статьи и книжки про что хочешь, но в аудитории будешь читать курс, содержание которого определено Мудрецами и утверждено Мною. И студенты должны получить от тебя именно эти, утвержденные Мною знания.

Но ведь именно университетский преподаватель в современном мире как раз и является главным производителем новых знаний!
...

власти, университет

Previous post Next post
Up