Oct 31, 2024 13:43
Что мне особенно нравится в идиотах «балаевцах». После передач Тубуса эти бесполезные существа бегают по интернету и разносят ценную информацию о том, что Катынь якобы признана судом в Нюрнберге, как преступление нацистов. Это, конечно не так, но сейчас речь не об этом. Получается, что для балаевца решение суда свято. Одновременно балаевец отрицает наличие расстрельных троек НКВД и приказа 00447. При этом решения судов СССР и РФ, связанных с тройками НКВД он то ли просто не знает, то ли по какой-то причине отрицает. Тут уж как говорится или крестик снимать или трусы одеть.
Открываем решение Третьего Кассационного суда общей юрисдикции по делу № 7У-10500/2021 [77-326/2022 - (77-3503/2021)]
Акты
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 77-326/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург, 15 февраля 2022 года
Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фуганова Д.Г.,
судей Бушта Л.В., Панферовой С.А.,
при секретаре Вялых А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Республики Карелия Шевченко В.Ю. на постановление Тройки НКВД Карельской АССР от 2.11.1937 в отношении К.А.И.
Заслушав доклад судьи Бушта Л.В. по обстоятельствам уголовного дела, содержанию судебных решений, принятых по делу, доводам кассационного представления, выступление прокурора Пупыкиной Е.В., адвоката Кубасова С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением Тройки НКВД Карельской АССР от ДД.ММ.ГГГГ К.А.И., 1879 года рождения, уроженец д. Ямка, <адрес> АКССР, разведенный, рабочий, б/партийный, без определенного места жительства и места работы, судимый:
- ДД.ММ.ГГГГ по ст. 185 УК РСФСР к 4 месяцам лишения свободы,
- ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 74 УК РСФСР к 1 месяцу ИТР,
- ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 74 УК РФ к 7 дням ИТР,
- ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 74 УК РСФСР к 1 месяцу ИТР,
- ДД.ММ.ГГГГ по ч. 2 ст. 74 УК РСФСР к 1 году лишения свободы,
обвинен в том, что не занимается общественно-полезным трудом, ведет паразитический образ жизни, средства к существованию добывает преступным путем, связан с преступным элементом, разыскивается как злостный неплательщик алиментов, то есть в совершении преступлений, предусмотренных ст. 35, ч. 1 ст. 158 УК РСФСР, и подвергнут к расстрелу.
ДД.ММ.ГГГГ приговор приведен в исполнение.
В кассационном представлении заместитель прокурора Республики Карелия Шевченко В.Ю. просит постановление Тройки НКВД Карельской АССР изменить, назначенное К.А.И. наказание смягчить до 6 месяцев лишения свободы в связи с тем, что назначенное наказание не соответствует требованиям закона.
Указывает, что в соответствии с УК РСФСР в редакции 1926 года санкция ч. 1 ст. 158 УК РСФСР за злостное, несмотря на имеющуюся к тому возможность, уклонение от платежа присужденных судом средств на содержание детей предусматривала наказание до 6 месяцев лишения свободы или штраф до трехсот рублей, а ст. 35 УК РСФСР предусматривала удаление из пределов СССР, из пределов РСФСР или из пределов отдельной местности, с обязательным поселением или запрещением проживать в иных местностях или без этих ограничений и могла применяться судом на срок не более 5 лет в отношении тех совершивших преступление лиц, оставление которых в данной местности признавалось судом общественно-опасным; если названные меры социальной защиты назначались судом в качестве дополнительных к лишению свободы, начало определенного судом срока их относилось к моменту отбытия заключения; К.А.И. был незаконно подвергнут наказанию, которое явно выходило за пределы санкции инкриминируемых ему преступлений.
Проверив представленные материалы, изучив доводы кассационного представления, полагаю, что имеются основания для передачи кассационного представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 401.15 УПК РФ основанием отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такое нарушение уголовного закона допущено по данному делу.
Согласно п. «б» ст. 3 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 (ред. от 06.12.2021) № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитации подлежат лица, которые по политическим мотивам подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществляющих судебные функции.
Организация и порядок деятельности троек УНКВД СССР в период производства предварительного расследования по данному уголовному делу и вынесения обжалуемого постановления регламентировались Оперативным приказом НКВД СССР от 30.07.1937 № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», тройка НКВД фактически наделялись функциями судебного органа. Об этом свидетельствуют наличие у троек полномочий рассматривать по существу уголовные дела в отношении категорий лиц, предусмотренных Оперативным приказом, выносить приговоры и определять наказания в виде расстрела или заключения в лагеря на срок от 8 до 10 лет, после чего указанные лица приобретали статус осужденных.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» подлежат отмене внесудебные решения за исключением решений в отношении лиц, совершивших уголовные преступления. В отношении таких лиц действует установленный порядок обжалования вынесенных приговоров и иных решений.
Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 в отношении лиц, обвинявшихся в контрреволюционных, особо опасных государственных преступлениях по совокупности с другими видами преступлений, либо когда в действиях лиц усматриваются признаки не контрреволюционных, особо опасных государственных, а других видов преступлений, пересмотр дел и материалов производится в общем порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов архивного уголовного дела и обвинительного заключения по делу № 1339 от 29.10.1937 К.А.И. обвинялся в том, что, проживая в <адрес> без прописки с ДД.ММ.ГГГГ, не имеет определенного занятия, систематически пьянствует и умышленно уклоняется от уплаты алиментов на содержание двоих детей, то есть в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 35, 158 ч. 1 УК РФ.
Виновность К.А.И. в совершении преступлений подтверждается показаниями К.П.Н. о том, что с июня 1937 года К.А.И. уклоняется от уплаты алиментов, не имеет постоянного места работы, пьянствует, проживает в г. Петрозаводске без прописки, временно работает по сапожному делу, отказывается платить алименты (л.д. 5); дубликатом исполнительного листа № 2471 от 10.07.1936, согласно которому с К.А.И. в пользу К.П.Н. на содержание двоих детей взысканы алименты в размере 1/3 зарплаты, получаемой ответчиком, начиная с 15.04.1936 до совершеннолетнего возраста детей (л.д. 6).
При допросе К.А.И. пояснял, что постоянного места работы не имеет, работает на временных работах, проживает с 01.08.1937 без прописки, пьянствует на деньги, полученные от временных работ; не платил алименты, так как больше месяца нигде не работает. Признает себя виновным в нарушении паспортного режима, а в неуплате алиментов - не признает.
Материал по обвинению К.А.И. направлен на рассмотрение Тройки НКВД АССР.
Из протокола заседания Тройки НКВД АССР №19 от 02.11.1937 следует, что К.А.И. обвинен в том, что общественно-полезным трудом не занимается, ведет паразитический образ жизни, средства к существованию добывает преступным путем, связан с преступным элементом. Разыскивается как злостный неплательщик алиментов (л.д. 12). Принято решение К.А.И. расстрелять. Согласно выписки из акта - постановление Тройки НКВД Карельской АССР от 02.11.1937 о расстреле К.А.И. приведено в исполнение 04.11.1937 в 3 часа 15 минут (л.д. 13).
Таким образом, из материалов архивного уголовного дела №1339 следует, что К.А.И. осужден внесудебным органом власти не по политическим мотивам, а за совершение уголовных преступлений, предусмотренных ст. 35, ч. 1 ст. 158 УК РСФСР.
При изложенных обстоятельствах К.А.И. не является лицом, подлежащим реабилитации как жертва политических репрессий.
Вместе с тем постановление Тройки НКВД Карельской АССР от 02.11.1937 в отношении К.А.И. подлежит изменению.
В соответствии со ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым. Приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона. Согласно ст. 60 УК РФ лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ и с учетом положений Общей части УК РФ. Постановление Тройки НКВД не соответствует этим требованиям.
По материалам дела К.А.И. обвинен в совершении преступлений, предусмотренных ст. 35 и ч. 1 ст. 158 УК РСФСР.
В соответствии с УК РСФСР в редакции 1926 года санкция ч. 1 ст. 158 УК РСФСР за злостное, несмотря на имеющуюся к тому возможность, уклонение от платежа присужденных судом средств на содержание детей предусматривала наказание до 6 месяцев лишения свободы или штраф до трехсот рублей, а ст. 35 УК РСФСР предусматривала удаление из пределов СССР, из пределов РСФСР или из пределов отдельной местности, с обязательным поселением или запрещением проживать в иных местностях или без этих ограничений и могла применяться судом на срок не более 5 лет в отношении тех совершивших преступление лиц, оставление которых в данной местности признавалось судом общественно-опасным; если названные меры социальной защиты назначались судом в качестве дополнительных к лишению свободы, начало определенного судом срока их относилось к моменту отбытия заключения.
Поскольку К.А.И. был подвергнут наказанию, которое выходило за пределы санкции статей, предусматривающих наказание за инкриминируемые ему преступления, не предусматривающих наказание в виде расстрела, постановление Тройки НКВД Карельской АССР от 02.11.1937 подлежит изменению, а назначенное К.А.И. наказание - смягчению до 6 месяцев лишения свободы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.14-401.16 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационное представление заместителя прокурора Республики Карелия Шевченко В.Ю. на постановление Тройки НКВД Карельской АССР от 2.11.1937 в отношении К.А.И. удовлетворить.
Постановление Тройки НКВД Карельской АССР от 2.11.1937 в отношении К.А.И. изменить, назначенное К.А.И. наказание по ст. 35 и ч. 1 ст. 158 УК РСФСР смягчить до 6 месяцев лишения свободы.
Председательствующий:
Судьи: