На примере УНКВД по Одесской области рассмотрим пример того, как вертикаль управления чекистов сожрала себя практически полностью.
3 июля 1937 года секретарь ЦК СТАЛИН рассылает шифровки секретарям обкомов и крайкомов извещающие о начале операции против антисоветских и контрреволюционных элементов, в которой приказывается определить количество лиц, которые будут подвергнуты репрессиям и сформировать "тройки"- будущий внесудебный орган.
22 июля 1937 года из Одессы приходит шифровка от 1-го секретаря обкома ЕВТУШЕНКО ( враг народа- расстрелян 29.07.1938) о формировании тройки, в которую входит он, начальник УНКВД ГРИШИН (он же КЛЮВГАНТ Григорий Аронович- враг народа, расстрелян 02.08.1939), а также облпрокурора.
26 июля Евтушенко присылает еще одну шифровку, где Гришина в тройке предлагается заменить на нового начальника УНКВД Одессы ФЁДОРОВА (враг народа- расстрелян 04.02.1940)
30 июля за подписью наркома НКВД ЕЖОВА (враг народа, расстрелян 04.02.1940) выходит приказ 00447, в котором оперативное управление возложено на заместителя наркома ФРИНОВСКОГО (враг народа, расстрелян 04.02.1940)
В октябре 1937 года в Одесской "тройке" происходят изменения: будущего "врага народа" ЕВТУШЕНКО сменил будущий "враг народа" КОНДАКОВ (расстрелян 23.09.1938), и.о. 1-секретаря Одесского обкома партии.
Тем временем, Одесская "тройка" нещадно карает врагов Родины, перевыполняет план и запрашивает новые лимиты. Это рапорт начальника УНКВД ФЕДОРОВА наркому НКВД УССР ЛЕПЛЕВСКОМУ (враг народа, расстрелян 28.07.1938):
А это запрос ФЕДОРОВА на новые лимиты уже на имя нового наркома НКВД УСПЕНСКОГО (враг народа, расстрелян 27.01.1940)
16 февраля 1938 года заявку Одесского УНКВД, поданную ФЕДОРОВЫМ заверяет начальник 8 отдела УГБ НКВД УССР МУНВЕЗ ( враг народа, расстрелян 25.09.1938)
В конце февраля 1938 года будущий враг народа ФЕДОРОВ переезжает в Киев на должность начальника УНКВД, а его место занимает КИСЕЛЕВ (враг народа, расстрелян 23.11.1939)
В мае 1938 года арестовывают МУНВЕЗА, а в сентябре 1938 года с визой Сталина на расстрельном списке он уже числится подлежащим суду военной коллегии верховного суда. Список заверен майором госбезопасности ШАПИРО (враг народа, расстрелян 5 февраля 1940)
В январе 1940 года в таком же спиские, как и те которые он пачками подписывал ранее, оказался и сам ШАПИРО. Причем, ему можно сказать повезло, он попал в отличную компанию: вместе с ним в расстрельном списке оказались и бывший нарком УСПЕНСКИЙ, и ФРИНОВСКИЙ с семьей, и ФЕДОРОВ, и ЕЖОВ, и даже Мейерхольд.
Если подвести краткий итог:
1- слепое служение Хозяину никого не спасло и не могло спасти.
2- коллеги из НКВД сожрали друг друга и не подавились.
3- если следовать только фактам, то картина касающаяся товарища Сталина складывается безрадостная: товарищ Сталин лично утверждает и своих наркомов, и их заместителей, и начальников УНКВД и секретарей обкомов. Также утверждает составы троек и данные ими лимиты.
Товарищ Сталин придумывает операцию по репрессированию советских граждан, которая прямо противоречит советской конституции и советским законам. При этом он поручает проведение операции людям, которые впоследствии практически тотально оказываются врагами народа и вредителями. А затем одинаково стремительно согласовывает, как письма врагов народа о лимитах, так письма сотрудников НКВД, о том, что те кто просили лимиты- сами враги народа, а также письма последующих сотрудников НКВД о том, о том, что предыдущие сотрудники НКВД также враги и предатели.
Что просили, то и заверял, кого просили того и сажал, а вся структура сверху донизу, которой он незаконно поручил репрессировать советских граждан, оказалась врагами. Также, вполне логично предположить, что если ты поручил вредителю репрессировать гражданина, то вряд ли враг будет репрессировать своего товарища по злодейству, а скорее наоборот- честного человека- на то он и враг-вредитель.
Так что прямо скажем- данные не очень хорошие.