Наткнулся сегодня на благочестивый сервис по доставке купонов пользователям через твиттер. Сервис называется Dealtaker, а подсервис -
CouponBot. Идея простая, как веник: пользователь заносит @couponbot список друзей и начинает публично долбать его (сервис) запросами на купоны в излюбленных магазинах.
Я как честный человек не смог пройти мимо. Зафрендил, стал искать:
@maxkraynov -> @couponbot sony
@couponbot ->
Интересно, подумал я. Шесть сообщений, пять купонов, и четыре из них - на Blu-Ray проигрыватели, которые по причине наличия у меня PS3 не сильно-то мне полезны. Лезу в любимый австралийский сервис
RetailMeNot, который я постоянно с благодарностью вспоминаю. Сразу вижу выбор магазинов:
Нужный мне магазин - SonyStyle.com. Жму. Результат такой:
- 6 объявлений о распродаже ноутбуков и аксессуаров для PS3, из которых два устарели, а четыре - вполне рабочие.
- 6 надёжных купонов на всякие всячины
- десятки купонов, которые могут не работать (не все из них нерабочие; я неоднократно успешно пользовался такими купонами)
Ладно, давайте снова посмотрим на Dealtaker, только на нормальную его версию, не укладывающуюся в 140 символов. Смотрим,
сколько всего у них нужны купонов в базе. Сюрприз: в десятки раз больше. И да, самое последнее сообщение, которое бот прислал мне, ссылается именно на этот список.
Что приводит меня к выводу, что иногда лучше жевать, чем говорить зайти на веб-сайт и найти нужное предложение или купон, нежели чем пытаться пользоваться неподходящими форматами.
Концептуальная ошибка использования твиттера состоит в том, что даже в нескольких сообщениях невозможно упомянуть весь спектр предложений, а поэтому пользователь всё равно вынужден идти на веб-сайт сервиса. Специалисты подтвердят, что существуют два ключевых способа нахождения нужного (discovery): поиск (search) [на время забудем, что поиск может быть целевым и нецелевым] и пролистывания (browsing). Люди, ищущие купоны, имеют одну из следующих проблем:
- найти скидку в определённом магазине на какую-то группу товаров (совершенно необязательно - на какой-то конкретный товар)
- найти какой-то товар из определённой категории на распродаже (например, купить школьнику дешёвый ноутбук)
- найти какой-то интересный (и почти всегда - ненужный) товар из любой категории задёшево
Использование интерфейса твиттера эту проблему не решает, если только не присутствует один из или комбинация следующих факторов:
- пользователя интересует только цена, но не интересуют отличия товара
- пользователь точно знает, что он хочет, и ищет самую низкую цену на товар, самую высокую скорость доставки или самый близкий магазин, где можно купить этот товар
- пользователя интересует купон на скидку на определённую группу товаров (”скидка 20% на все джинсы”)
- пользователь не собирается приобретать товар, а просто интересуется диапазоном цен
Данные множества, несомненно, пересекаются, и именно данную группу потребностей и помогает удовлетворить твиттер-интерфейс. Но я твёрдо уверен, что эта группа крайне невелика по сравнению с потребностями типовых потребителей.
ЗЫ. Причём тут Sony? Просто показалось, что выборка по этому названию будет репрезентативной.
ЗЗЫ. Вот ещё о
финансах и
бизнесе.