На горе: наш проводник и мы, originally uploaded by
Allileja.
Поход на гору как Испытание. В этом году в Судак поехала делегация в том же составе, что и в прошлом году, с одним исключением - к нам присоединилась прекрасная Настя.
И в этом году Паша повел нас на Эчки-даг. Не передать всю бездну эмоций. И любопытство в начале, и усталость в середине, и ужас от того, что вдруг не сможем спуститься, и чувство вины, что не предупредили, и желание прибить проводника на месте, и радость, и невероятное наслаждение от красоты и как будто полета. И еще много-много всего. И теплая благодарность Паше уже потом, когда мы все вернулись целые и невредимые, обратно, за этот необыкновенный опыт. Самое яркое впечатление конца мая.
В этот раз я ездила в Судак с темой "Выявление требований к программным продуктам". На удивление приехало много ребят, которые уже были на мастер-классах - в 2007, 2008, 2009 годах. И все они (по этой причине) ждали вполне определенных действий, эмоций, знаний и радости. Получилось не просто проведение мастер-класса, а еще и работа с ожиданиями здесь и сейчас, неявное выявление требований к мастер-классу именно от тех, кто на него пришел в первый день, адаптация программы второго дня и феерическое завершение, после которого наступал неминуемое озарение: зачем же нужна проектная документация, и что в ней должно содержаться (как и какие требования выявлять и потом работать с ними).
Проверка наработанных навыков тренерства, создания программ, выстраивания взаимодействия не только внутри отдельных групп, но и между ними, насквозь, параллельно и последовательно - все одновременно. Это можно назвать достижением этого мая - я впервые спроектировала и провела игру-тренинг, в которой участники не просто работают в отдельных группах или, например, все группы работают над одной задачей, а смогла сделать так, что состав групп органично видоизменялся, участники смешивались и взаимодействовали друг с другом.
Удалось выстроить несколько параллельных процессов: 1) цепочка этапов бизнес-процесса разработки ПО: идея, анализ, исследование, концепция; 2) этапы развития каждой из проектных групп, принятие командных и профессиональных ролей; 3) последовательность различных типов деятельности, влияющих заведомым образом на групповую динамику всего коллектива участников мастер-класса.
Теперь подробнее написать про проектирование таких игр и про их роль в создании и обеспечении функционирования проектных групп разработчиков. И найти проектные группы добровольцев, которые согласятся следующий учебный год поучаствовать в эксперименте. Профит от участия - развитие как команды, бОльшая осознанность и эффективность, по результатам - обратная связь и рекомендации в процессе.