Arvo Part "Cantus..."

Nov 07, 2008 09:21

   Ну вот и все... Те дешевые билеты за 15 баксов, которые мы с Эмилькой и Мелани отстояли в трехчасовой очереди еще летом, были использованы вчера, когда впятером, девишником, отправились в симфонический зал в Нэшвиле. Это место в последнее время было моей единственной отдушиной в "культурно"-музыкальном смысле. А теперь все... Полную стоимость от $ 50-70 за билет мне не потянуть. Грешным делом думала, что надо было пожадничать и не приглашать с собой никого. Лучше было использовать эти билеты на другие концерты, тем более, аж трое из приглашенных заболели вчера, и целых три билета пропало :(  
   Просто поскольку в этот раз намечался Реквием Моцарта, нам с Мелани хотелось, чтоб как можно больше наших друзей смогли его послушать вживую, поэтому мы с ней пошли на такие жертвы и спустили все наши льготные билеты на один концерт.
   Как прошел концерт? В двух словах?! :) Ну что ж...  
   После концерта Хименочка участливо посмотрела на меня и мои распухшие глаза: "Свет, как ты? Чего-то на тебе лица нет!" Откуда ж ему быть?! Я ж прорыдала весь вечер. И как обычно под рукой не было носового платка, так что исходилась влагой в палантин, который предусмотрительно накинула на плечи. С этой системой кондиционирования в общественных местах везде мерзну. На сей раз решив, что хочу просидеть вечер, уютно укутавшись в кресле, а не стуча зубами от холода, я пришла с покрывалом. А еще можно было и ремень безопасности захватить - в этом зале как только начинает играть симфонический оркестр, всегда появляется странная мысль, что забыла пристегнуться. Совершенно реальное ощущение полета.
  Но вчера было что-то еще и совершенно особенное. В первом отделении оркестр исполнял произведения современных композиторов и начал с эстонского Arvo Part, "Cantus in Memory of Benjamin Britten".
  Я, конечно, постаралась найти его на imeem, но это такая жалкая имитация того, что на самом деле! Cantus нужно слушать в живую, чтоб ощутить всем естеством невероятной красоты, прозрачный, трепещущий, дышащий звук и колокол в начале, в конце, на протяжении всей музыки. А когда замирает его последний удар, нужно вживую и слышать, и видеть как все инструменты продолжают исполнять... тишину: дирижер высоко держит палочку, а музыканты застывают со скрипочками на плечах и смычками в воздухе на много-много секунд. Ох! Не передать словами!
 Мое бедное сердечко готово было выскочить уже в самом начале. Сидела, закусив губу, чтоб не разрыдаться во весь голос, и думала, вот если б Господь пришел прямо сейчас и взял бы меня тепленькой... какой был бы блаженный миг!
  Удивительно, как музыка может обладать этим катарсисом, как может переворачивать душу!
Почитав немножко о композиторе, нашла, что стиль, в котором он пишет, называется spiritual minimalism, or sacred minimalism . А еще встретила интересный анализ этого произведения с точки зрения буддизма. Сам-то Arvo Part, как я почитала, православный христианин, но автор статьи (возможно буддист) истолковал его с  позиции, близкой ему и нашел что-то свое. Конечно, когда речь идет о смерти (чему, собственно и посвящено произведение - написано в память о почившем английском музыканте Benjamin Britten), то все религии как-то подходят близко друг ко другу... В статье есть интересные мысли, чем она меня, собственно и привлекла. Arvo Part's biographer suggests that "how we live depends on our relationship with death: how we make music depends on our relationship to silence". It is death that sparks this piece.  "То как мы живем, зависит от нашего отношения к смерти, то как мы играем музыку, зависит от нашего отношения к тишине"... 
  Очень-очень глубокое философское произведение - Cantus ("напев") Arvo Part!



P.S. Ну а потом, слава Богу, был антракт с мандаринами и горячим шоколадом, и уже наконец сам Реквием, о котором говорить отдельно уже совершенно нет сил.
После вечера было ощущение, что это я отыграла или отпела два часа подряд. Домой вернулась ползком и прямо как была, одетая, неумытая, - в постель. Ужас! Наверное, "культурные" вылазки мне все-таки противопоказаны...

music, christian music, classical music, искусствоведческое, житейское

Previous post Next post
Up