Владимир Конашевич

Aug 18, 2020 14:26

Еще один привет из детства! Мой любимый художник. У меня лично с ним - роман, длинною в жизнь... В моём детстве у меня было ОЧЕНЬ много книг, иллюстрированных этим художником. Эти книги, с иллюстрациями Конашевича, были особыми. То ли тираж у них был больше, то ли печатались они чаще... но книг с его рисунками было ОЧЕНЬ МНОГО! И теперь, глядя на них, вспоминаю (и умиляюсь), что они прям сопровождали меня всё моё детство...

Благодарю trukhina
http://trukhina.livejournal.com/1074399.html
Конашевич Владимир Михайлович
(1888 - 1963)



"Ваше чудотворное искусство, - писал Конашевичу К.И.Чуковский, - воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что помимо всего Ваша живопись - добрая, в каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты - огромное, в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям"...

[О художнике...]
Владимир Михайлович Конашевич, график, иллюстратор, детский художник, член объединения "Мир искусства", родился 7 мая 1888 года в Новочеркасске.

Мальчику был всего год, когда семья перебралась в Москву. Жили скромно. Снимали четырёхкомнатную квартиру на Садовой-Самотечной в доме казачьего генерала Дукмасова. Его отец, Михаил Дометиевич, служил в "Крестьянском банке", расположенном в том же доме. Это была простая, бесхитростная жизнь с визитами к тёткам, играми в детской, придумыванием сказочных историй, новогодними ёлками...
Много лет спустя в блокадном Ленинграде Конашевич с нежностью вспоминал о такой ёлке из детства: "Мы с сестрой стояли на пороге столовой в немом, восторженном изумлении. Ёлка сверкала живыми огоньками свечек. Огоньки отражались искрами на золотом и серебряном дожде, на позолоте орехов, блёстках коробочек и золотой обёртке шоколадных конфет. Крымские яблочки вертелись на своих нитках вправо и влево, показывая то жёлтые свои, то красные бока; а наверху сияла серебряная стеклянная пика".

Художественное образование Конашевич получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908-1913), где его учителями были К.А.Коровин, С.В.Малютин и Л.О.Пастернак. Вскоре после окончания учёбы он переехал в Петроград, навсегда связав свою жизнь с этим городом. Поначалу он брался за многое, даже служил в пригородном Павловском дворце-музее, из-за чего надолго поселился в Павловске.

В детской книге Конашевич дебютировал еще в 1918 году. Книжками "Азбука в рисунках" и "Розовая азбука" Е.Е.Соловьёвой. Сотрудничая с издательством "Радуга" а затем с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, он стал признанным мастером иллюстрации. Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике "Мира искусства".

В 1920-е годы интересы Конашевича полностью сосредоточились на графике.
В книжной графике известность и авторитет ему принесли отличные иллюстрации к стихотворениям А.Фета, к произведениям И.Тургенева, А.Чехова, М.Зощенко, Э.Золя, Ф.Зелинского, К.Федина и других авторов. Одним из высших достижений стали иллюстрации к "Манон Леско" аббата Прево (1931 год). В его обложках выходят петроградские журналы "Природа и люди" и "В мастерской природы". До 1924 года Конашевич сотрудничал с объединением "Мир искусства", но потом оно прекратило свою деятельность.

В станковой графике Владимир Михайлович заявил о себе прекрасными литографскими сериями середины 1920-х годов - "Павловский парк", "Павловская шпана", "Улица"; создал он и ряд интересных гравюр на дереве.

Постепенно в книжной графике Конашевича начала преобладать сказочная тема.
В 1930-е годы он почти полностью отдался иллюстрированию детских книг, лишь изредка делая исключение для пейзажей, натюрмортов и портретов, которые исполнял в полюбившейся ему специфической технике - тушью или акварелью по китайской бумаге.

Примерно в те же годы состоялось знакомство художника с Корнеем Ивановичем Чуковским, переросшее затем в дружбу и тесное сотрудничество, а иногда и соавторскую работу по созданию книги. Между тем, начало этого знакомства было не очень приятным. Чуковскому крайне не понравились рисунки Конашевича: "Третьего дня пошёл я в литографию Шумахера и вижу, что рисунки к "Мухе-цокотухе" так же тупы, как и рисунки к "Муркиной книге". Это привело меня в ужас", - записал Корней Иванович в дневнике. И Чуковский поехал в Павловск знакомиться с художником...

Произведения К.И.Чуковского В.М.Конашевич иллюстрировал по многу раз и в разных вариантах. Среди них выделяется роскошный сборник "Сказки", выпущенный издательством "Academia" в 1935 году.Из-за этой книги Владимир Конашевич подвергся несправедливым нападкам в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда" от 01 марта 1936 года), развязавшей травлю талантливых ленинградских художников детской книги - Владимира Конашевича, Владимира Лебедева, Татьяны Мавриной, Юрия Васнецова и других художников.

В формализме обвинялись те, кто посмел иметь свой собственный, яркий, индивидуальный стиль рисования. Гневную статью "Против формализма и штампа в иллюстрациях к детской книге" напечатал журнал "Детская литература". Владимира Михайловича заклеймили в ней как губителя детских душ: "В рисунках, предназначенных для дошкольников, художник совершенно не учитывает особенностей их восприятия. Его совершенно не интересуют зрители", - возмущался автор, - "Формалистичность метода В.Конашевича сказывается во всех работах этого художника". В прессе то и дело появлялись статьи с несправедливыми рецензиями на творчество художника. В одной из газетных статей автор пишет: "Иллюстрации Конашевича к произведениям классиков ничего не вносят в наш иллюстративный фонд, никак не раскрывают и не дополняют текст". Эта травля продолжалась вплоть до Великой Отечетсвенной войны...

В 1941 году художник, спасаясь от наступления германских войск, переселился в Ленинград и провёл здесь всю блокаду. Среди умирающих друзей и близких он, не теряя веры в победу, продолжал работать: иллюстрировал детские книги, писал воспоминания о детстве - о сестре Соне, умершей в блокадную зиму, о родителях, тётках, новогодней ёлке, куклах...
"По контрасту с этим почти постоянным громом и ужасом так сладко вспоминается тишина и мир нашей детской жизни, вставленной в более прочное и спокойное внешнее обрамление" - писал Владимир Михайлович в страшные дни в осаждённом Ленинграде. А ещё он устраивал выставки - в 1943 году в Союзе художников представил около трёхсот работ. В 1943-1944 годах вместе с другими художниками оформлял Военно-медицинский музей, делал рисунки для "Атласа переливания крови", писал портреты солдат, работал над иллюстрациями к сказкам Г.Х.Андерсена.

После войны, под давлением догматических требований, его искусство стало понемногу утрачивать присущие ему яркую фантазию и романтичность.

Возрождение Конашевича началось лишь в середине 1950-х годов. В 1956 году он блеснул превосходными иллюстрациями к сборнику "Плывёт, плывёт кораблик", в которых подытожил свою давнюю работу над английскими народными песенками в переводах Маршака. Затем последовали десятки книг, в их числе "Чудо-дерево" К.И.Чуковского, "Приходи, сказка!", "Старик-годовик" В.И.Даля.

За книги "Плывёт, плывёт кораблик" и "Сказки старого Сюня" на международной выставке книжного искусства в Лейпциге Конашевич получил Серебряную медаль.

Сборник "Плывёт, плывёт кораблик" Ю.Молок называл "главной детской книгой Конашевича", в которой тот не только создаёт удивительно яркие, красочные, радостные иллюстрации, но и "возрождает традицию книжки-картинки, с которой начиналась советская детская книга, и возвращает себе власть над маленьким зрителем, снова доверяясь его фантазии, снова обращаясь к его поэтическому чувству". Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А.С.Пушкина (1961-62). Книга эта вышла в свет уже после его смерти.

Владимир Михайлович Конашевич умер в Ленинграде 27 февраля 1963 года и был похоронен на Богословском кладбище.


По ссылкам разные книги, иллюстрированные Владимиром Михайловичем Конашевичем:
- А.С.Пушкин СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
- К.Чуковский ЧУДО-ДЕРЕВО
- К.Чуковский СКАЗКИ
- Янь Вэнь-цзин ТАН СЯО-СИ...

Это всё - большие книги в твёрдых обложках. А теперь пришла пора рассказать о книгах в мягких обложках, которые у меня есть с детства (и которые сейчас так блистательно переиздаёт издательство МЕЛИК-ПАШАЕВ).




В.Одоевский "Мороз Иванович"
Детгиз, 1954 год. 17 страниц. Тираж - 500 000 экземпляров.
































С.Маршак "Пожар"
Детгиз, 1957 год. 15 страниц. Тираж - 100 000 экземпляров.


























Украинские народные песенки "Жаворонок"
Детгиз, 1963 год. 17 страниц. Тираж - 310 000 экземпляров.

































Польские народные песенки "Дедушка Рох"
Детская литература, 1966 год. 16 страниц. Тираж - 300 000 экземпляров.
































Братья Гримм "Горшок каши"
Детгиз, 1960 год. 12 страниц. Тираж - 1 000 000 экземпляров.


























Братья Гримм "Семеро храбрецов"
Детгиз, 1956 год. 16 страниц. Тираж - 200 000 экземпляров.
































Шарль Перро "Золушка"
Детгиз, 1957 год. 20 страниц. Тираж - 300 000 экземпляров.






































И пара книг отсюда: http://trukhina.livejournal.com/42209.html

А.С.Пушкин "Сказки"





Детская литература, 1971
Переплёт - тканевый + суперобложка
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 136
Тираж - 150 000 экземпляров























































Г.Х. Андерс "Сказки"

Именно ТАК у меня написано на книге, шо "с барского плеча" отвалила мне наша Мариночка! Обложка была ПОДМОКШАЯ, с отвалившейся тканью, и с РАСТВОРИВШИМИСЯ несколькими буковками... Ткань я, канешна, на место прилепила... а вот БУКОВКИ... не нарисовала!:-)





Детская литература, 1968
Переплёт - тканевый + суперобложка
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 108
Тираж - 100 000 экземпляров














































С.Маршак "Плывёт, плывёт кораблик"




Детская литература, 1973
Обложка - мягкая
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 52
Тираж - 150 000 экземпляров




















































Лев Квитко "В гости"




Детская литература, 1965
Переплёт - картонный с тканевым корешком
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 64
Тираж - 100 000 экземпляров
































































Владимир Даль "Старик Годовик"

Книжка эта у меня с детства - и в состоянии не очень... вплоть до потери фрагмента и... ЦЕЛОГО ЛИСТА!!! А теперь - сюрпрайз! Последние два фото - любимая сравнялка Гусиса! Найдите пять отличий!:-)))





Детская литература, 1970
Переплёт - тканевый + суперобложка
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 84
Тираж - 100 000 экземпляров
































































... и будем ОЧЕНЬ надеяться, что МЕЛИК-ПАШАЕВ переиздаст и толстые книги с рисунками Конашевича! Ведь у них это прекрасно получается!!!

Актюбинск, Книги, Библиотека моя

Previous post Next post
Up