Тайные мечты каждого ребенка:
- Любите меня и позволяйте мне любить вас.
- Любите меня, даже когда я плохой.
- Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
- Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
- Верьте мне. С вашей помощью у меня все получится.
- Говорите мне, что я вам нравлюсь. Говорите, что я единственный, что вы всегда будете любить меня, чтобы не случилось.
- Не давайте мне того, что вы сами не имеете.
- Спросите меня, что я делал сегодня в детском саду.
- Разговаривайте со мной, спрашивайте мое мнение.
- Учите меня, что хорошо и что плохо. Делитесь со мной своими планами.
- Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими братьями и сестрами.
- Наказывайте меня, когда я поступаю плохо. Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.
- Обещаю, что я научусь говорить "извините", "пожалуйста" и "спасибо".
- Я знаю ещё некоторые замечательные слова. "Я люблю тебя, мама и я люблю тебя, папа"
Правила эффективного общения
Правило 1:
Слушая ребенка дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства. связанные с тем событием, о котором он вам, рассказывает. для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу грех зайцев:
- ребенок убедится, что вы его слышите;
- ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
- ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный‚ обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе "переварить" проблему.
Правило 2:
Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3:
Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4:
Следите за тем, каким , тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5:
Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спрос А что было дальше?' или "Расскажи мне об этом..."
Памятка родителю от ребёнка
• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю.
• Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне своё место.
• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
• Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "Я вас ненавижу". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали мне.
• Не заставляйте меня чувствовать младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".
• Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать за себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
• Не требуйте от меня объяснений зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
• Не подвергайте большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания.
• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вопросы вообще и буду искать информацию где - то на стороне.
• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
• Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество.
• Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она заслужена, иногда всё же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
• Относитесь ко мне также, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
• И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью!
Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания ребёнка
Чтобы воспитать Человека, нужно:
* Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
* Стремиться понять, о чём он думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе.
* Внушать ребёнку, что он всё сможет, если только поверит в себя и будет работать.
* Понимать, что в любых проступках ребёнка следует винить только себя.
* Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нём личность, а не объект воспитания.
* Чаще вспоминать, какими были Вы в возрасте вашего ребёнка.
* Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
И при этом нельзя:
* Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
* Относиться к ребёнку, как к Сбербанку в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают её обратно с процентами.
* Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили - он вас об этом не просил.
* Использовать ребёнка как средство для достижения, пусть самых благородных, но своих, целей.
* Рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь.
* Относиться к ребёнку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
(с) спасибо grrrls